1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Рождество Богородицы

    

Начинается церковный год. Праздник Рождества Богородицы - 8 сентября по старому стилю, 21 сентября – по новому стилю - это первые дни нового года в церкви.

Первые дни нового года, которые мы унаследовали, конечно же, у Ветхого Завета, у евреев, у народа Божьего. Того нового года, с которого начиналось какое-то обновление жизни. И две тысячи лет назад, и три тысячи лет назад во времена великих пророков. Они жили давно, но их слова, сказанные двадцать пять, двадцать шесть, двадцать восемь веков назад, обращены и к нам с вами тоже.

Когда читаешь Исайю, то поражаешься, до какой степени современно то, что Бог говорит устами пророка. Особенно в тех местах, когда пророк говорит о том, как странно, что люди почитают Бога, устраивают праздники, приносят жертвы и в то же самое время их сердца, наши сердца, полны раздражения, непрощения, злобы и даже, как ни страшно произнести это слово, ненависти.

В этот день, сегодня, давайте подумаем о том, что Матерь Божия приносит в этот мир всем народам земли Священное Писание - Книгу, которая была сохранена в недрах истории одного маленького народа. Книга, которая была священной для одного из самых небольших народов земли, становится Книгой для всех – для всех континентов, для всех людей, разных, друг на друга не похожих. Библия, Священное Писание Ветхого Завета становится Книгой для всех.

Это тот момент, о котором вспоминаем мы ныне – Рождество Богородицы: Ветхий Завет даруется всем нам на пороге Нового Завета, на пороге прихода в мир Спасителя. А мы с вами очень часто об этом забываем и как будто не слышим пророков - продолжаем злиться, продолжаем раздражаться, продолжаем себя противопоставлять другим, продолжаем впадать в какие-то страхи и в какие-то другие нелепые совершенно состояния (потому что очень часто и мы с вами Бога почитаем при помощи каких-то ритуалов устами или действиями, но не сердцем, не в духе и истине, как скажет Христос; поклоняемся, но ищем какие-то внешние способы проявления нашего якобы поклонения).

Давайте подумаем об этом. Принесем сегодня Богу наши слабости, наше уныние, нашу раздражительность, наши страхи. Давайте подумаем о том, что абсолютно неправильно ограничивать как-то нашу жизнь вот этими небольшими проблемами. Да, конечно, очень часто и материальные проблемы, и проблемы взаимоотношения с родными и близкими и с друзьями, ссоры какие-то, обиды друг на друга заполняют нас всех, мы больше ни о чем думать не можем, кроме как об этих проблемах или об этих обидах. Да, кто-то из нас теряет работу и потом месяцами не может ее найти. Да, кто-то из нас упорно ссорится с близкими и друзьями. Да, кто-то кого-то предал, как нам кажется, очень часто ведь так бывает... И вот, мы на этом начинаем концентрироваться. А в это время тысячи людей погибают в течение нескольких минут. Давайте сравнивать одну беду и другую беду. И тогда мы поймем, что на самом деле наши малые беды – не для того, чтобы впадать в депрессию, а только для того, чтобы мобилизоваться.

Бог дает нам силы мобилизоваться, когда мы этого хотим. Когда мы просто, раскрыв сердце, просим, Он дает. Когда мы стараемся, Он всегда помогает. Поэтому давайте стараться и не унывать, и не отчаиваться.

 И давайте помнить о том, что все мы - такие разные, непохожие друг на друга, иногда чудовищно ссорящиеся друг с другом, иногда чудовищно обижающие друг друга, - на самом деле, одна семья Божия, что все мы от Адама и Евы.

Понятно, что сегодня ученые могут спорить, до какой степени библейский рассказ о Сотворении мира и человека соответствует данным науки. Да не о науке же рассказывает библейский сюжет этот! А о том главном, что есть в истории человечества, о том, к чему человечество должно стремиться. Библия – это не Британская энциклопедия, не словарь Брокгауза и Эфрона. Библия – это Книга, которая помогает в жизни находить дороги. Это, скорее, атлас автомобильных дорог, чем какая-то географическая энциклопедия. Атлас автомобильных дорог всегда указывает, как двигаться, чтобы не запутаться. Рассказ об Адаме и Еве – это и есть такой указатель на дороге, напоминающий о том, что все мы - сколько нас ни есть, где бы мы ни жили, как бы мы ни думали - одна семья, что внутренне мы все едины – как семья, происходящая от двух родителей, от двух супругов.

Давайте вспомним об этом и не будем идти путями зла, не будем идти путями ненависти, не будем идти путями этой злобы, которая на самом деле способна разрушить всё.

Вот, казалось бы, самое процветающее, самое благополучное место в мире – Манхеттен… Эти «близнецы», центр всемирной торговли. Казалось, нет ничего более благополучного, нет места, более надежного, более успешного. И они рушатся в какие-то два-три мгновения по мановению волшебной палочки людей, переполненных жаждой разрушать, убивать, устраивать кровопускание.

Давайте стараться ничем не походить на таких людей и поддерживать, поддерживать друг друга в самых разных ситуациях. Какие бы ни были ситуации, мы все-таки должны служить добру, а не злу. А если не получается, то как-то отходить, отдаляться друг от друга. Когда не получается любить, надо остановить себя на пути ненависти, отдалиться. Вот это уже первый шаг на той сложнейшей лесенке, которая нас ведет словами Спасителя к любви к врагам.

Давайте и об этом подумаем и помолимся, чтобы простил нас Господь, чтобы укрепил нас Господь, чтобы молитвами Пречистой Своей Матери дал нам Господь наш Иисус Христос силы любить и поддерживать друг друга, силы никогда не вступать на пути зла.

 

 

Проповедь в церкви Космы и Дамиана в Шубине, 21 сентября 2001 года