1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

6-я седмица по Пасхе. Отдание праздника Пасхи Среда

Литургия (Ин 12: 36–47)

 

Дорогие братья и сестры! Наверное, нам с вами надо молиться о том, чтобы наша вера была не вычитанным из книг знанием, а живым чувством и живым, естественным, пришедшим в наше «я», в наше нутро, знанием о том, что Христос, действительно, делает нас другими, действительно, преображает нашу жизнь и открывает перед нашими глазами абсолютно новый мир. Но, в самом деле, в сегодняшнем Евангелии это тоже предельно ясно. Это очень трудно – пережить настоящее христианство. Как от него, от этого исцеленного слепого, отворачиваются люди, как его пытаются толкать на какие-то заявления о том, что этот Человек – грешник! Так и с нами, когда мы действительно становимся христианами, начинают происходить вещи сложные, трудные.

Христианство – это трудно. И совершенно естественно, что технократическая цивилизация XVIII, XIX и XX веков всё-таки предложила в виде такого секулярного общества и секулярной культуры – альтернативу христианству. Потому что так жить легче – вне Бога. Вне евангельской вести о Боге жить много проще, по-земному гораздо надежнее. Поэтому мы не должны упрекать мыслителей и, главное, саму жизнь последних веков, что она предложила христианству эту светскую альтернативу. Это совершенно естественно.

Более того, мне кажется, что это, действительно, чудо, что в таких условиях технократической цивилизации всё-таки остаются в нашем мире настоящие христиане, такие, как были в I веке, в апостольские времена, а потом – во II, в III, V, VIII, в XII веках. Вот это мне кажется, действительно, чудом, что есть и в наше время подлинные христиане. И тут становится ясно, что никакая технология на самом деле не может «победить» Бога. Я думаю, что мы должны над этим как-то серьезно задумываться.

Один из таких настоящих христиан сегодня находится в Москве. Это Жан Ванье. И я напоминаю, что завтра в Пироговской школе, в 5 часов вечера, будет с ним встреча для тех, кто этого захочет. Мне кажется, что очень важно этой возможностью воспользоваться. Другое дело, что очень часто всё и кончается встречей. Вы знаете, на встречи с Жаном Ванье приходят тысячи людей, а когда дело доходит до какой-то ежедневной жизни в общине «Вера и свет», тут оказываются уже единицы. Я не хочу делать никаких выводов, но всё-таки наше христианство познаётся через что-то реальное, а не через то, сколько грехов мы рассказываем на исповеди, или через то, сколько поклонов мы положим. Вот об этом тоже нужно хотя бы немножко думать для того, чтобы было что-то абсолютно реальное в нашей жизни, что делает нас христианами, а не просто только одни высокие мысли. Потому что высокие мысли могут всех без исключения людей посещать, а такое простое, что является действительно христианством, – это всё-таки очень трудная дорога.

Меня, на самом деле, огорчает, что сегодня средства массовой информации предлагают такой упрощенный вариант христианства. Выходит, что достаточно повязать платочек, достаточно не есть мясного и молочного в течение семи недель Великого поста, достаточно на ближайшем переходе в метро купить молитвослов и акафистник, и всё – ты уже «христианин», ты уже «православный человек». На самом деле, конечно, всё это не так. Часто люди на исповеди жалуются, что ничего не получается, что всё трудно, что всё валится из рук, что ходишь по кругу и т.д.

Друзья мои, ведь это же абсолютно естественно, и часто десятилетиями ничего не получается, чтобы потом всё-таки вышло в конце концов. Скажу, что всё настоящее дается работой, дается трудом. А сразу, вот так просто, ничего настоящего не происходит. Поэтому не надо никогда бояться никаких трудностей и сложных периодов в жизни, не надо никогда бояться срывов каких-либо и т.д. Потому что подлинное, настоящее созидается, как строили средневековые соборы, – веками. Что там можно построить за три месяца или за полгода? Только многоэтажку, которую потом, через сорок лет, обрекут на разрушение, как сейчас разрушают московские пятиэтажки. Но они, конечно, сыграли огромную роль, и все мы им бесконечно благодарны, потому что люди, благодаря этим пятиэтажкам, вышли из подвалов и коммуналок. Так что это сравнение, как и всякое, хромает. Но всё-таки эти пятиэтажки оказались очень недолговечными. Вот Нотр-Дам, или Кёльнский собор, или Успенский собор во Владимире, стоят, и сколько еще будут стоять! Но, понимаете, эти соборы строились веками.

Мы тоже создаем себя упорным трудом, и не сразу это происходит. Поэтому не будем отчаиваться, когда нас постигают трудности, как нам кажется сегодня – испытания. Потом пройдет пять, семь, восемь лет и окажется, что эти испытания не такие трудные, как нам представляется сегодня. Будем стараться не разрывать той связи с Богом, которая всё-таки только тогда есть у нас, когда мы трудимся, когда мы не оставляем ежедневной работы, которая, разумеется, нас утомляет, но другого пути к Богу нет! И не будем забывать об этом. Будем знать, что когда мы идем по трудной дороге, в конце концов, нас ждет тот момент, который пережил слепой в сегодняшнем Евангелии, – момент встречи со Христом, бесконечно радостной, но опять-таки вызывающей к жизни нового уровня трудности. Но если нет трудностей, то нет и жизни.