1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Царство Божие среди нас

Дорогие братья и сестры!

Говорю вам, – говорит Христос нам, – есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе..

Даже наш с вами опыт показывает нам, что в жизни нашей бывают моменты, когда мы здесь, в этом мире, среди его проблем, среди его сложностей, среди его бед, с нашим собственным с вами несовершенством, с нашими грехами и нашими слабостями, несмотря на это всё, видим пришедшее в силе Царствие Божие.

В жизни и в том, что делает праведник, в жизни святого, в жизни мученика Царство Божие иногда на целые десятилетия, иногда на какие-то минуты или мгновения являет нам себя. И порою благодаря кому-то из тех людей, которые нас окружают, иногда известные, а иногда совсем не известные миру, мы чувствуем и понимаем, что слова из Литургии Иоанна Златоуста, где мы благодарим Бога за то, что Он уже даровал нам Царство будущее, парадоксальные слова, потому что Царство это будущее, Царство, которого нет, которое еще только будет, но Он уже даровал нам его, как что-то реально существующее. И эти слова, которые так сочетаются с тем обращением нашего Господа к нам всем, которое только что прозвучало в Евангелии сегодняшнего воскресного дня, эти слова в соединении со словами Иисуса из Евангелия от Луки, где Он говорит нам о том, что Царство Божие не придет приметным образом, потому что оно уже среди нас, смысл, радостный и великий смысл этих слов мы с вами в какие-то мгновения нашей жизни понимаем. И очень важно этот опыт того, что оно уже есть – Царство Божие, этот опыт, нами полученный однажды, пережитый в те минуты жизни, которые можно назвать лучшими, этот опыт очень важно сохранить на потом, сохранить на те трудные часы, недели, годы, а может быть, и на десятилетия, которые нам приходится переживать. Прикосновение к этому опыту, опыту Царства, оно бесценно. Именно этими прикосновениями, их памятью, их опытом мы с вами должны жить, дорогие братья и сестры. Давайте как-то подумаем об этом. Это нам показывает, что Евангелие – это не просто учение Иисуса Христа. Это нам показывает, что Церковь не просто предъявляет нам какие-то требования и устанавливает для нас какие-то законы, сообразно которым мы должны жить, которым мы должны следовать, которые мы должны исполнять. Это показывает нам нечто значительно более важное, что опыт Царства – это уже наш с вами опыт, что опыт реальной жизни в Боге, реального прикосновения к Богу – это уже наш опыт, и только очень опасно его терять, очень опасно его забывать, очень опасно от него уходить. Поэтому давайте дорожить теми минутами, когда являет нам Бог себя. Давайте дорожить теми минутами, когда мы чувствуем нашу причастность к жизни вечной. Потому что именно тогда мы не отчаиваемся потом в слабостях и испытаниях нашей жизни, когда нами пережиты и сохранены в памяти эти минуты. А мы почему-то с вами больше любим сохранять в памяти какие-то чёрные минуты. Мы сохраняем удивительно бережно в памяти грязные мысли, которые нам приходят в голову, мы сохраняем в памяти наше раздражение, нашу ненависть. А есть нечто другое, что необходимо сохранять. А вот что касается этих дурных мыслей, которые, естественно, приходят нам в голову, к нам в сердце ежедневно. То самое главное и единственно возможное, что надо с ними делать, об этом тоже прямо говорит нам Христос в Евангелии: брать и вырывать из сердца и сразу отбрасывать от себя. Вспомните эти удивительные слова из Нагорной проповеди: если тебя соблазняет твой глаз, возьми его, вырви и отбрось прочь. Конечно же, речь идёт не о глазе в физическом смысле, а именно о мгновенном отбрасывании всех дурных чувств, которые входят в наше сердце. Их нельзя доводить до памяти, их нельзя переселять в память, потому что иногда это начинает действовать таким разрушительным образом, что уже не знаешь, что делать. Превращаешься в опасного человека и для самого себя и для других. И даже не знаешь, для кого больше. Память нам дана не для этого. Память нам дана для того, чтобы сохранять в ней такие минуты, когда мы, здесь стоящие, когда мы, живущие в этом мире среди всех проблем, уже ощущаем и осознаём, что Царство Божие здесь, что оно среди нас, что оно уже действует, что им уже преображается мир, уже преображается жизнь, уже преображаемся мы с вами.

Вот о чём мне хотелось сказать вам, дорогие братья и сестры.

Да хранит, да укрепит, да благословит вас Господь!

Давайте сейчас, совершая таинство Евхаристии, постараемся, действительно, молиться обо всех, как призывает нас к этому святейший Василий Великий, анафорой которого мы будем молиться во время сегодняшней литургии.

Бог да благословит вас всех!

(по окончании)

Поздравляю вас всех, дорогие братья и сестры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас всех Господь.

("Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим" – поют все и о. Георгий)