1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

День Св. Георгия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Тридцать восемь лет лежал исцелённый на своем одре, не в состоянии пошевелить ни рукою, ни ногою. Если мы с вами, дорогие братья и сестры, задумаемся над одной этой цифрой – 38, то мы поймём очень многое. Давайте вспомним, что было 38 лет тому назад. Это 1963-й год, ещё хрущёвские времена, это как раз тот самый год, когда в Москве не хватало хлеба и выстраивались очереди за хлебом, а муку выдавали где-то в подворотнях, в ЖЭКах по талонам, по килограмму на человека или что-то в этом роде. Это тот 1963-й год, когда только первые космонавты полетели в космос, несколько первых полётов было совершено. Это то время, когда ещё жива была А.А. Ахматова Это то время, когда, наверное, две трети нас, сегодня молящихся в этом храме, ещё не родились, а другие были детьми или совсем юными. Старшие из нас были тогда ещё совсем юными, может быть, студентами или только кончили высшие учебные заведения. Но давайте мысленно представим себе, а что было в 1963-м году, и мы поймём, какой это огромный срок. В сущности, это целая жизнь – 38 лет! И вот в это время он лежит и не может двинуть ни рукой, ни ногой. Вы представляете, сколько за такое время человек может передумать?! Вы представляете, сколько раз за это время человек может просто сойти с ума, окончательно потерять не только всякую надежду, но вообще потерять себя, – огромный срок! И вот подходит к нему Иисус, и в какие несколько мгновений всё изменяется, всё становится другим. Вокруг начинается смятение, потому что это суббота, а нельзя в субботний день, в день покоя, взять в руки те носилки, на которых он столько времени – эти 38 лет! – лежал. Нельзя их взять и нести – это грех, это страшное нарушение закона. Отсюда шум, отсюда негодование, отсюда вопросы. Вообще, что это такое и какой это ужас, и какое это смущение для тех, кто по-настоящему благочестив! А Иисус, встретив исцелённого, смотрит на него, на того, кто всего лишь 10 или 15 минут тому назад сказал Иисусу на вопрос о том, хочет ли он исцелиться: «Да человека нет у меня, который бы мне помог». И этот человек находится, и этот Человек – Иисус из Назарета, и этот Человек – Тот Самый, Кто потом, через эти 10-15 минут с исцелённым, уже совсем другим, с тем, кто уже почти и забыл об этих 38 годах, потому что он просто идёт и несёт свои носилки! Всё, всё изменилось в его жизни! И вот Иисус снова говорит с ним. Что-то понимает исцелённый, и что-то, вместе с исцелённым, понимает каждый и каждая из нас. Потому что евангельское чтение это кончается удивительными словами: исцелённый идет и сообщает всем, говорит евангелист, что это Иисус – вот Кто сделал меня здоровым!

Если бы это предложение было написано согласно тем правилам, которым учат в школе, то надо было бы написать: это Иисус, он говорит, что это Иисус, Тот, Кто его сделал здоровым. А там, в Евангелии, не в прямой, повторяю, а в косвенной речи евангелиста, вместо «его», стоит «меня». И каждый из вас с нами, на самом деле, тоже может воскликнуть: «Это Иисус, Тот, Кто меня изменил, Тот, Кто меня сделал здоровым или здоровой!»

Вот так удивительно странно кончается это евангельское чтение, когда оказывается, что на месте расслабленного может быть и на самом деле находится каждый и каждая из нас. Наверное, это не очень просто понять тем людям, которым мало лет, тем из вас, кому 10, 15, 20, даже 30, может быть, даже 38, – это не всегда просто понять. Но вот тем, кому больше, это до предела ясно: Иисус, действительно, и после 38 лет беспросветности может войти в нашу жизнь неожиданно и всё изменить в какое-то мгновение одно только.

И я, дорогие братья и сестры, именно как священник, которому приходится видеть и знать о людях многое, могу вам сказать, как много людей так же, как расслабленный, были изменены, были подняты с одра Иисусом и после 38 лет; как люди, которые считали, что им остаётся только дожить какие-то годы, как-то дотянуть до того момента, когда придёт смерть, вдруг обрели не просто новое дыхание, но абсолютно новую жизнь, благодаря тому, что Этот Человек, Которого не было, вдруг неожиданно вошёл в их судьбу, – Человек  по имени Иисус. И как тогда, в древние времена у Овечьих ворот в Иерусалиме, так и теперь удивительным образом творит Христос чудеса. Конечно, нам, особенно со стороны, хочется каких-то таких очень громких, поразительных чудес, о которых можно было бы писать в газетах; таких чудес, о которых можно было бы рассказывать друг другу и говорить: вот, смотрите, что может Бог, вот, смотрите, как действует Бог! А самые настоящие, самые большие, самые удивительные чудеса, они совершаются так, что их очень часто замечают два-три человека, не больше. Но это те чудеса, которые полностью, коренным образом, поразительно и удивительно изменяют человеческую жизнь. Эти чудеса совершаются, когда Христос просто входит в нашу жизнь, просто оказывается рядом так незаметно, что и другим это часто не видно, так незаметно, что и мы сами не всегда отдаём себе отчёт, но входит в нашу жизнь и становится удивительным и лучшим нашим Другом, нашим Наставником и нашим Спасителем. Не случайно, когда священник выходит в конце Божественной Литургии со Святой Чашей, чтобы преподать Святые Тайны верным, в это время мы произносим с вами молитву: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешников спасти, из которых первый  есмь аз».

Конечно же, в этих словах мы не говорим с вами о том, что я самый большой или я самая большая из всех грешников. Мы понимаем, грехов у нас много; мы понимаем, что надо бы, чтобы было бы их намного и несравненно меньше. Но мы понимаем также с вами, что, конечно, есть грешники какие-то более нас. Мы говорим: «От них же первый есмь аз», имея в виду совсем другое: что Христос пришёл спасти грешников и, в первую очередь, меня. Потому что, если человек спасает сначала одного, потом другого, потом третьего, то Бог спасает каждого из нас первым, каждую из нас первой. И это удивительная, и это совершенно потрясающая история!

Задача наша, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы эта Встреча состоялась, чтобы мы с вами как-то, может быть, неожиданно для нас самих, вдруг научились читать Евангелие и научились слышать Его живой голос, чтобы старались мы не делать дурного  и, наоборот, делать доброе, иногда безумно уставая, иногда валясь с ног, но всё-таки продолжая. Старались не потому, что так надо, не потому, что так положено, не потому, что это требуется для того, чтобы быть благочестивым человеком, но потому, что этого ждёт от нас Он. Вот тогда изменится наше с вами видение всего, тогда и жизнь станет вокруг нас совсем другой.

Вы знаете, есть вещи, о которых очень не просто говорить, потому что можно задеть кого-то из присутствующих. Но не могу вам не рассказать и заранее прошу прощения у той из сестёр, о которой придётся сказать два слова. Она подошла ко мне, эта сестра, наша прихожанка, конечно, получающая какую-то маленькую, символическую, пенсию, и принесла для детей из Российской детской клинической больницы сумму, ну, как минимум, равную её пенсии. Знаете, вот это, действительно, что-то настолько удивительное, что-то настолько прекрасное, что тогда становится понятно, а почему наши доктора вкалывают день и ночь, и становится понятным, почему всё-таки дети, которых мы считаем обречёнными, во многих случаях возвращаются домой. Вот этот общий труд и общая ответственность за судьбу людей, за судьбу детей, которых ты даже никогда не видел, только на фотографиях, эта ответственность, она до такой степени удивительна, она поразительна, что просто уже ничего нельзя сказать. Просто ясно, что Христос, действительно, среди нас, просто ясно одно, что Христос, действительно, как расслабленного исцелил, так и нас с вами ежедневно исцеляет и делает другими, всё новых и новых людей. И ясно, что не сотни, а тысячи людей, услышав это Евангелие, могут сказать: «Это про меня». А если не скажут: «Это про меня», то только потому, что смущаются сказать так.

Наверное, надо сказать и то, дорогие братья и сестры, что трудиться священнику среди людей, которым Христос помог стать другими, это великое счастье – видеть вокруг себя людей, которые воскресли, потому что их воскресил Христос, и чувствовать их любовь и поддержку. Это, наверное, то большее, о чем даже и мечтать невозможно.

Я благодарю вас, братья и сестры, вас всех за то, что вы есть, за то, что вы здесь, за то, что, даже когда вы уезжаете на лето или куда-то к родным в другие области России, мы всё равно рядом, и мы, ваши священники, чувствуем ваше молитвенное присутствие даже в тех случаях, когда вы не пишете письма. Хотя, конечно, получить письмо откуда-то издалека от кого-то из вас, прихожан и друзей, – это всегда огромная радость, это всегда поддержка.

Христос исцеляет нас, Христос, действительно, исцеляет нас, но именно поэтому огромна и наша с вами ответственность, потому что человек, которого коснулся Господь, он уже просто не может жить так, как он жил прежде, не может делать многое из того, что мы очень просто делали раньше,. Потому что, если мы начнём так жить, то мы начнём так жить, то мы начнём жутко разрушать и себя самих, и людей вокруг нас.

Поэтому христианство и жизнь в Его присутствии, жизнь в Твоём, Господи, присутствии, – это огромная ответственность. Но мы с вами, когда поддерживаем друг друга, с этой ответственностью тоже можем справиться. И в эти пасхальные дни это чувствуется особенно, потому что мы не просто знаем из книг, не просто знаем от других, не просто знаем, потому что об этом написано над Царскими вратами, но мы чувствуем, ежедневно чувствуем сердцем, что воскрес Христос и что зло в мире потому уж не всесильно. Мы чувствуем, что Воскресший среди нас и будет среди нас во все дни до скончания века. Аминь.

Бог благословит вас. И, вместе совершая Таинство Евхаристии, будем молиться друг за друга, за присутствующих, за отсутствующих, за больных, за тех, кто по разным причинам не смог быть на сегодняшней воскресной Обедне в храме. Вспомним, что только вместе, все вместе мы с вами составляем стадо Его учеников.