1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Добрая земля есть в каждом

(Литургия)

 

С праздничным днем поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

И вот хочу еще два слова сказать о евангельском чтении, которое звучало сегодня в нашем храме во время Божественной Литургии, когда, рассказывая притчу о сеятеле, Христос говорит, что одно упало при пути и налетели птицы и поклевали; другое упало на каменной почве, быстро выросло, потому что там не было большой земли, но так же быстро увяло; третье упало в колючки, и эти колючки выросли и забили упавшее туда семя. А четвертое упало в землю добрую и принесло плод, где 30, где 60, а где 100.

Конечно, мы все прекрасно знаем и поэтому не нужно говорить, что притча эта имеет символическое значение: что семя, падающее в землю, это Слово Божие, а земля, та или другая, плодоносная иди каменистая, придорожная или полная колючками, – это сердце каждого из нас.

Иногда мы задаем себе вопрос: вот у него, наверное, земля – это почва без колючек, а у него земля – это почва, которая приносит плод в 30 или в 100 раз. А эта душа, этот человек, выросший при дороге, – типичный пример того, что вообще вырастает при дороге, и как птицы прилетают и склевывают, заботы мира затмевают мысли и значение Слова Божьего.

Ну, конечно же, это не так. Конечно, в каждом из нас все перемешано – и плохое и хорошее, и разных сортов плохое, и разных уровней хорошее. Все это, таким образом, братья и сестры, перемешано в нашей жизни, что очень часто нам невозможно даже сказать, чего в нас больше. И очень часто мы с вами даже уже и не видим тех колючек, из которых состоит наша душа. И не видим, что это придорожная земля. А иногда, наоборот, не видим, что это благая и добрая земля, всячески преувеличивая наши недостатки, и какие-нибудь там 20% дурного воспринимаем как все дурное: во мне нет ничего хорошего.

Но наша задача с вами, во-первых, всегда оценивать трезво. Как всегда говорит владыка Антоний, митрополит Сурожский: оценивайте себя трезво и не принижайте себя, не втаптывайте себя в грязь, потому что человек должен относиться к себе с уважением каким-то, зная, что сотворен по образу Божию, зная, что и ему доступно доброе и хорошее. Понимаете, вот очень опасно, когда мы тоже говорим, а во мне нет доброй земли, ну нет, совсем нет. Конечно же, это не так: добрая земля есть в каждом. Вопрос только в том, сколько ее. Я уже как-то по поводу этого Евангелия приводил пример, но все-таки не побоюсь его привести еще раз.

Знаете, в Латвии, вблизи Балтийского моря, где со времен ледникового периода очень много огромных валунов осталось, причем валунов таких, которые в диаметре три или четыре метра. Такие здоровенные камни, полтора метра, их невозможно ничем убрать с поля, потому что никакой трактор их не возьмет. Для этого нужна специальная техника, как, когда в Москве памятники ставят, используется такая техника, а в деревне откуда она?

И вот что делают местные жители. Они вырывают огромную яму рядом с этим камнем и сталкивают его в яму. Столкнуть-то его можно при помощи бревен, при помощи рычагов соответствующих. И камень падает глубоко в яму. Его закапывают хорошей землей, и там он остается уже навсегда. А землю удобряют, удобряют, сажают на ней что-то и т. д., и она становится плодоносной. И вот наша с вами задача – тоже бороться в себе с этими камнями, каким-то образом превращать каменное в добрую землю, превращать то, что из камня, то, что нас разрушает, все оборачивать к лучшему. Помните, чем кончается книга Бытия, где говорится о том, что братия замышляла дурное против Иосифа. Но Бог это дурное обратил во благое. И вот есть у Бога такие возможности, есть у Бога это. Он умеет это: что есть в нас дурного – обратить в хорошее. И часто мы узнаем о людях, которые вели какой-то ужасный образ жизни прежде, теперь стали совсем другими. Иногда нам даже этого не хочется, потому что каждый плохой человек, пусть уж он лучше остается плохим, так как-то проще. Но понять, осознать, увидеть, что плохой человек может стать прекрасным, – вот это, действительно, подарок от Бога. Да, конечно, не каждый день это бывает. Но в том числе это бывает и из-за того, что плохого человека мы очень быстро зачисляем в дурные, мы очень быстро зачисляем его, так сказать, в перманентные двоечники, и уже, что бы он ни сделал, все воспринимается под углом того, что он плохой. Вот это тоже, я думаю, очень характерно для всех нас. Но это тоже очень опасно, это тоже очень страшно, потому что Евангелие знает работников 11-го часа, которые неизвестно сколько времени провели в праздности, непонятно, что делали, но все-таки в течение последнего часа они трудились. И эти работники 11-го часа сумели сделать не меньше, чем работники третьего или шестого часа.

Вот об этом тоже, наверное, надо подумать для того, чтобы не подходить к людям с какими-то заранее подготовленными мерками, заранее приготовленными линейками. Этот хороший, этот плохой, этот еще лучше, а тот совсем хороший.

Вот я вас очень прошу, братья и сестры, подумать над этим, над тем, что я так нескладно сказал сегодня.

Бог вас благословит и укрепит.