1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Иисус говорит – отдай всё

(Ранняя Литургия, Лк 18: 18-27)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Многое невозможно для человека, но для Бога возможно всё. Этими словами заканчивает сегодняшнюю евангельскую историю Сам наш Господь, когда ученики спрашивают у Него, как же можно поступить таким образом, каким Он посоветовал этому человеку – отдать всё, продать всё. Причем, там не говорится, что именно он должен отдать. В Евангелии Иисус говорит именно обо всем. Вот, – говорит этот человек, – я сохранил от моей юности заповеди.

Разве есть что-то плохое в этих заповедях? Мы знаем, что на них как бы основывается вся жизнь. Иисус говорит: нет, этого мало – отдай всё. Речь идет, на самом деле, не только об имуществе. Понятно, что имущество – это очень много. Понятно, что это всегда – проблема. Понятно, что у людей богатых больше проблем, чем у людей, у которых что-то есть, но мало. Понятно, что блаженнее всего участь нищего, хотя в чём-то и труднее всего.

Но все-таки не об одном только имуществе и, прежде всего, не об имуществе, говорит Иисус, когда отвечает этому человеку и когда отвечает каждому из нас, на самом деле, хотя эту притчу мы многие знаем с детства, а многие – с того времени, когда начали читать Евангелие. На самом деле мы далеко не всегда её понимаем. Замечательное толкование этой притчи дал замечательный философ, живший в ХХ веке, – Эрих Фромм, который сказал, что Иисус здесь зовёт нас освободиться от всего того, что не «Я». Вот к нам часто прилипает, прирастает, на самом деле, не только плохое, но и хорошее, но не моё. И задача человека заключается в том, чтобы, по большому счету, перед Богом, входя в Царство, становясь по-настоящему Христовым учеником, освободившись от всего того что не есть «Я», стать полностью самим собой. Потому что только тогда просияет в нас образ Божий. Только тогда мы перестанем быть отражением, быть может, даже очень хороших людей, прекрасных, замечательных, но станем отражать в себе Бога.

И вот этот же человек – Фромм сказал в другом месте: можно, наверное, так же пострадать, как пострадал Иисус. Но неизмеримо труднее и неизмеримо важнее – прожить так искренне свою жизнь, как живет её Иисус перед нашими глазами на страницах Евангелия. Это всё о том же, о том, как важно освободиться от всего того, что не «Я», от всего того, что есть подражание чему-то, следование каким-то образцам, какая-то, быть может, очень благочестивая, быть может, очень благородная, но всё-таки игра. Когда человек хочет быть не самим собой, а кем-то вторым, или, может быть, кем-то вторым, но в глубине души даже лучшим, чем тот первый, и т. д.

А ведь нам, каждому и каждой, кем бы мы ни были, какими-нибудь великими поэтами или писателями, большими учеными, политиками или полководцами, или самыми простыми, незаметными людьми, но каждому из нас была дана абсолютная уникальность, каждому и каждой. И вот поступаться этой уникальностью ни в коем случае нельзя. Важно, чтобы та, самая драгоценная Жемчужина, которая есть личность каждого человека, просияла в полную меру. Важно, чтобы мы отказались от любых попыток играть самую прекрасную игру, но чтобы просияло в нас наше человеческое «Я», которое есть образ и подобие Божие. Это трудно, порою очень трудно. И ученики, еще не совсем понимая, о чём говорит Иисус, восклицают: «Но это же невозможно!» Как же это трудно! И тогда Он говорит нам в ответ эти удивительные слова: Да, для человека, но для Бога возможно всё.

И поэтому давайте стараться открывать наши сердца Богу как можно больше и освобождаться от всего, что не есть мое «Я», для того чтобы всё, что есть во мне, было Божие.

Да благословит, да хранит, да укрепит вас Господь! Будем сейчас вместе причащаться Святых Христовых Тайн, вместе участвовать в трапезе Христовой, поскольку мы Его ученики.

Я поздравляю вас, братья и сестры, в особенности поздравляю именинниц с днём Ангела. Да хранит, да благословит, да укрепит вас всех Господь!