1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Изыди от меня, ибо я человек грешный!»

(Лк, 5:1-11)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Изыди от меня, ибо я человек грешный!» – так восклицает апостол Петр, когда он понимает после чудесного лова рыбы, что перед ним не просто Учитель, не просто благочестивый Человек, но что-то большее.

«Изыди от меня, ибо я человек грешный!»  Так очень часто и мы с вами сегодня, причём, далеко не самые плохие, скорее наоборот, лучшие люди, очень часто рассуждаем именно так. Мы говорим: «Боже! Мы недостойны, чтобы Ты был рядом с нами. Мы недостойны подойти к Тебе ближе, мы недостойны вступать под своды Твоих храмов. Мы недостойны читать Твое Евангелие, Мы недостойны молиться» и т. д.

И на самом деле, вот в этом «мы недостойны» заключается начало веры, потому что гораздо страшнее, когда человек как-то привычно рассуждает: Бог простит. А вот в этом исповедании недостоинства и таком страшном, отчаянном вопле: «Изыди от меня, потому что я человек грешный!» – начинается, действительно, подлинное возрождение, начинается, действительно, подлинное преображение личности.

Я вот помню, как-то приехал я в один деревенский храм. Совершалось торжественное богослужение по поводу какого-то праздника. Среди прочих разные люди приходили в алтарь – принимать участие в крестном ходе, нести хоругви и т. д. И вот у одного пожилого человека спрашивает священник, почему его сын, юноша лет 20-22-х не зашел в алтарь, почему он не взял хоругви или ещё что-то такое, почему он не участвовал в крестном ходе, а где-то стоял поодаль. И этот старик на это сказал: «Вы знаете, батюшка, он мне сказал, что ему стыдно, что он сегодня не может». И вот когда он эту фразу произнёс, то многие начали хихикать и говорить: ну вот, мол, нашёлся такой святоша! А на самом деле это и есть что-то очень важное. Вот с этого, понимаете, и начинается наша настоящая дорога к Богу – с того, что мы в ужасе говорим: «Господи, уйди, потому что я грешен, потому что я грешна». И именно на эти наши слова говорит Христос апостолу Петру: «Не бойся!» – и поручает ему его апостольство.

И вот здесь наша с вами задача, каждого и каждой, вовремя услышать, что ждёт от нас Бог в ответ на наше исповедание недостоинства, чего ждёт Он от нас, какого дела Он ждёт от нас. Потому что, конечно, без дела мы никогда не придём к Богу. Без дела мы никогда не прорвёмся через пелену и какой-то густой туман наших грехов, нашей греховности, ощущения нашего недостоинства. Как порою в ноябре или начале декабря земля бывает окутана таким густым одеялом серо-грязных облаков, вот так и наше сознание окутано этим ощущением греховности. Но для того, чтобы оно ушло, для этого нужно трудиться. И вот какого же труда ждёт от нас Господь, это услышать очень важно, это самое главное, понимаете. Потому что от каждого Господь ждёт своего: от одного – труда учителя, от другого – врача, от третьего – ещё чего-то, может быть, самого простого труда – уборщицы или ещё чего-то такого, но от каждого Господь чего-то ждёт и чего-то совершенно определённого. И вот это понять очень важно. Причём, это совсем не обязательно должно быть связано с церковной какой-то деятельностью. Я вспоминаю, как с ужасом говорила Анастасия Ивановна Цветаева о том, как страшно, что люди теперь хотят работать именно в церкви, хотят делать что-то именно в церкви. Она говорит: «Что же тогда будет? Все нормальные люди уйдут в храмы, в монастыри, а кто же будет вот в мире вообще делать что-то толковое?»

Вот что очень важно понять тоже: что, по сути дела, тот храм, который нам вручён, в наше распоряжение отдан – это весь мир, это всё, что происходит на земле, это всё человечество. Мы за всех в ответе. Не так, как иногда говорят люди, а это особенно часто бывает у тех, кто недавно, там года два, три, пять назад, пришёл к Богу, пришёл в церковь: «Нам трудно общаться с неверующими. Мы не любим общаться с неверующими. Мне не о чем говорить с неверующими». Вот такие приходится слышать слова. А некоторые употребляют какие-то ещё хуже выражения: «С внешними я общаться не могу!» Это очень страшно на самом деле! Вот так нельзя разделять мир на верующих и неверующих, на хороших и плохих, на достойных и недостойных. Кто, на самом деле, из нас знает, верим мы в Бога или нет, или нам только кажется это. Вот это проверяется только в самые трудные, самые страшные моменты нашей жизни, когда, так сказать, всё уходит и вдруг остаётся одно. И если это одно – не страх, не ужас, не ненависть, а вера, то тогда всё становится ясно.

  Ведь опыт показывает, что, когда люди умирают, вдруг в самый момент смерти неверующие начинают молиться, и лицо их сияет! А верующие начинают грязно браниться, ведь так же тоже бывает. И тогда оказывается, что тот, кого мы считали насмешником, безбожником, на самом деле, был верующим человеком, потому что он, умирая, когда уже все, все тормоза отключены, молится Богу. А другой, наоборот, какие-то грязные слова пытается выговаривать со злобой уже немеющими устами. Поэтому как же мы можем делить людей на верующих и неверующих?! Это очень неправильно, это очень опасно. Только Бог знает, кто верит и кто поверит, потому что очень часто неверующий сегодня завтра становится верующим, очень часто становится работником, может быть, не 11-го, а 9-го часа, а может быть, даже и 3-го, кто знает, дорогие братья и сестры?!

И поэтому, конечно, мы в ответе за всех и, конечно, мы братья и сестры всем. Не только друг другу, не только вот мы, кто себя обозначил как верующие христиане. Нет, мы братья и сестры все друг другу, вне зависимости от того, где мы живём, что мы читаем, о чём мы думаем, какие взгляды мы исповедуем. Это очень важно помнить. И давайте сейчас, перед тем как будем причащаться Святых Христовых Тайн, давайте сейчас вместе помолимся о том, чтобы Господь простил нам нашу раздражительность, наше неверие, нашу озлобленность, наши страхи, нашу подозрительность, нашу зависть, чтобы Господь простил нам наши слабости, которых у нас так много, чтобы Господь укрепил нас. Давайте помнить, что таинство покаяния – это не столько таинство, во время которого забираются у нас эти грехи, сколько таинство, когда Господь даёт нам силы, даёт мудрость, даёт нам мужество, даёт нам что-то такое, самое главное, чтобы преодолеть, чтобы перерасти наши грехи, чтобы вырасти из всего того, что мы принесли Ему на исповеди. Вот что такое покаяние!

Давайте подумаем об этом. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь.