1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Мы все бесконечно лучше, чем мы кажемся

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас, дорогие братья и сестры, в праздничный день Вознесения Господня, мы, как всегда, собрались на Божественную литургию. Мы, как всегда, готовились к таинству Евхаристии и причащению Святых Христовых Тайн. И, как всегда, оказывается, что мы чувствуем себя не готовыми. Наверное, действительно, во многом не готовы, чтобы приступать к Святым Тайнам. Однако в этот праздничный день мне бы хотелось сказать вам перед Святой Чашей, сказать тем, кто не успел ещё исповедаться и у кого есть огромная потребность исповедаться, сказать вам вот о чём.

Однажды после Вечерни, во время воскресной беседы, я получил записку, в которой было написано о том, не пугаюсь ли я после исповеди, что вот то, что приходится выслушивать, похоже на картину Иеронима Босха.

Вы знаете, не похоже, не похоже. И это очень важно понять, потому что нам с вами самим иногда кажется, что мы намного хуже, намного уродливее, чем мы на самом деле. Вот это очень важно понять, что мы все бесконечно лучше, чем мы кажемся. Причем, скажу вот так парадоксально – справедливо кажемся себе. Потому что, в общем, мы себя укоряем, иногда справедливо, иногда несправедливо. В общем, мы либо видим в себе те недостатки, которых у нас почти нет, либо, наоборот, не видим недостатков, которые у нас есть. Хотя из тысячи человек, пришедших на исповедь, вот такой, кто бы не видел в себе дурного, ну один или два, не больше. Правда, это очень трудно для священника – говорить с таким человеком. Но их очень мало, всегда нас таких очень мало. Однако мы не видим очень часто другого: как легко вырасти из тех недостатков, которые нас разрушают, которые нас губят, которые нас загоняют в тупик, которые часто приводят к тому, что, готовясь к исповеди и пытаясь покаяться, мы начинаем сами себе казаться очень страшными и очень уродливыми. Так вот, оказывается, что от всего этого избавиться совсем нетрудно. Как говорит нам Сам Господь наш Иисус Христос: «Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Принять на себя иго Христово, оказывается, совсем нетрудно. Надо сделать только один шаг. И шаг этот заключается в том, чтобы добрее, щедрее и нежнее относиться к тем людям, которые нас окружают. И не делить людей на хороших и плохих, на достойных и не достойных нашего общения, на духовных и бездуховных, на ярких и не ярких и т.д. Вот как только мы начинаем двигаться по этому пути, так оказывается, что наши проблемы, которые нам казались абсолютно неразрешимыми, решаются мгновенно. И оказывается, что совсем не так страшны наши болезни. И оказывается, что не так страшно и трудно нам из-за безденежья, из-за разных обстоятельств житейских, сложных, с квартирой, с работой и т.д. И оказывается, что в жизни не всё совсем так уж нарисовано чёрной краской. И, самое важное, оказывается, что в нас с вами совсем не так много чёрного и не так много мрачного, совсем не так много уродливого, как нам казалось. И стоит сделать только один шаг: начать относиться мягко друг к другу, щедрее, добрее друг к другу. И когда Христос говорит: «По тому узнают вас, что вы мои ученики, что любовь имеете между собою», – Он не говорит о каких-то романтических отношениях людей друг с другом. Он не говорит о каких-то деланных отношениях людей друг с другом, когда мы улыбаемся, делаем какие-то маленькие подарочки и т.д., а на самом деле не чувствуем друг к другу ничего. Христос говорит о щедрости нашей – психологической, душевной щедрости друг по отношению к другу, об умении прощать, об умении уступать, об умении какой-то момент не заметить в человеке чего-то дурного. И тогда, о чудо, но это дурное может из человека уйти, стоит только его не заметить один раз. И сколько раз мне приходилось сталкиваться с людьми скупыми, или раздражительными, или подозрительными, и вдруг кто-то – все видят, что он скупой – а кто-то вдруг этого не заметил и внутренне понял, что не скупой этот человек, и человек исцеляется от своего недуга! Поэтому наша с вами задача заключается в том, чтобы мы были мягче, добрее, щедрее и, по большому счёту, нежнее относились друг к другу нежнее, не в смысле улыбок и подарочков, повторяю, а нежнее, вот как-то бережнее, по большому счету. Тогда мы увидим, как входит в нашу жизнь Христос, и тогда мы увидим, как изменяется всё освещение нашей жизни, как становится другой атмосфера вокруг нас. Потому что безумно тяжело нам жить на этом свете совсем не потому, что мы болеем, совсем не потому, что мы находимся в стеснённых денежных обстоятельствах, или с работой неприятности, или ещё что-то такое. Совсем не потому, что люди вокруг нас плохие, или ещё что-то такое. А только потому, что не всегда находится в нас щедрость по отношению к тем, кто нас окружает. Вот когда это появляется, всё изменяется вокруг нас. И этому нас учит наш Господь.

Давайте подумаем об этом сегодня, в этот удивительный и прекрасный день. И помолимся, чтобы сердце наше было щедрее, чтобы в сердце нашем находилось место именно этому удивительному чувству доброй щедрости по отношению друг ко другу, а не чувству раздражения, не чувству какой-то дистанцированности, ни ревности, ни разного рода подозрениям. Потому что когда изменяются наши чувства по отношению к людям вокруг нас, тогда сама атмосфера, освещённость жизни становится другой и мы воспринимаем уже Христово присутствие, мы чувствуем Его, а не живём в том мраке беспросветном, который часто поглощает даже тех, у кого всё, казалось бы, в порядке. Но давайте подумаем об этом, дорогие братья и сестры, и давайте научимся, глядя в глаза друг другу, видеть друг в друге лучшее и видеть, что на самом деле все мы замечательные, мы все прекрасные, что мы все по-настоящему нужны друг другу, потому что всех нас к жизни призвал Бог и всех нас объединил вокруг себя Христос.

Бог вас благословит и укрепит, а я, недостойный иерей, властью мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.