1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Аминь, глаголю вам, есть некие от зде стоящих, – говорит, обращаясь ко всем нам Господь наш Иисус Христос, – которые не успеют увидеть смерти, как увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Эти слова, конечно, мы можем отнести, прежде всего, к святым угодникам, которые находясь в нашем грешном мире, живут в Царстве Божием, которые уже здесь ощутили, что это такое – будущее Царство, которое уже даровано им. Это нам с вами не всегда удается ощутить, что такое Царствие Божие, и что Царствие Божие уже совершается среди нас. Святым это дано. Это ощущение Царства, которое открывается святым, далеко не всегда открывается нам с вами, - возможно, потому что мы не осознаем, что означает и само название сегодняшнего воскресенья – Крестопоклонная неделя и тот крест, который вчера на Всенощном бдении был изнесен на середину храма, которому мы поклоняемся с пением гимна «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим».

В отличие от нас с вами, святые поняли, что такое крест, какая великая значимость у этого орудия позорной казни, у этого орудия, на котором человеческой смертью умер, как человек, Сам Христос. Осознавая величие крестной жертвы, осознавая подлинность смерти Его на кресте, мы как-то совершенно незаметно прикасаемся и к тайне Его воскресения. Пережить сердцем, пережить в глубинах нашего «я» смерть и воскресение Спасителя и относиться к сегодняшнему дню, который есть как бы воспроизведение Страстной Пятницы, и относиться к Страстной Пятнице и относиться к великому дню Святой Пасхи не как к каким-то календарным датам, когда положено то или другое, но как к реальнейшим событиям в истории, - вот это нам дает совершенно новое видение того, что нас окружает.

Все-таки давайте признаемся себе самим, что мы очень часто относимся к кресту Христову, как к чему-то ритуальному, а не видим всей правды Его смерти за нас, за каждого и каждую из нас, и всей правды Его воскресения. Если, братья и сестры, мы будем внимательнее с вами вчитываться в страницы Евангелия, которые повествуют нам о смерти и воскресении Спасителя, если это станет, действительно, нашим главным чтением в эти дни Великого поста – Святое Евангелие, то тогда мы тоже поймем, что это такое – Его крестная смерть и Его воскресение. Только надо отказаться от такого какого-то красивого, быть может, ритуального понимания креста, когда мы, порой, выбираем для себя или для кого-нибудь из друзей крестик покрасивее, получше и т.д. Ведь дело в том, что крест не может быть лучше или хуже, потому что самый простой крестик – это изображение того креста, на котором умер Христос. И если каждое изображение креста будет нам напоминать о смерти Христа, то тогда мы совершенно по-другому сможем пережить и Его воскресение.

Давайте подумаем, братья и сестры, об этом, тем более, что нам сейчас дана возможность на вечерних богослужениях вслушаться в слова Евангелия, где говорится о том, как пошел добровольно на смертную казнь Иисус. Уже в прошлое воскресенье была совершена одна Пассия, одно стояние у креста, посвященное чтению Евангелия от Матфея. Сегодня второй раз мы соберемся для того, чтобы совершить Пассию с чтением Евангелия от Марка. Затем через две недели, потому что в следующее воскресенье будет Всенощное бдение, мы соберемся для того, чтобы прочитать Евангелие от Луки. Наконец, в последний раз, уже за неделю до Пасхи, будет прочитано Евангелие от Иоанна. Но эти богослужения не означают того, что дома нельзя прочитать Евангелие. Конечно, не только можно, но и необходимо. Очень важно, чтобы в дни Великого поста Евангелие стало нашей главной книгой, потому что, братья и сестры, очень о многом просто невозможно сказать. Есть вещи, о которых никто, самый лучший проповедник, самый мудрый старец, самый великий святой не может сказать ни слова. Об этих вещах нам может сказать только Сам Господь наш Иисус Христос через Евангелие. Поэтому так необходимо вслушиваться в евангельские слова. Поэтому так необходимо любить Евангелие и всегда его читать и не расставаться с Евангелием. Потому что ведь, когда мы называем себя христианами, но не читаем Евангелие, не вслушиваемся в то, что Сам Христос нам говорит, от нашего христианства остается только пустая оболочка. Это необходимо понять. И очень важно понять, что за другого человека никто не может прочитать Слово Божие. Это наш личный труд – чтение Евангелия. Личная наша радость – чтение Евангелия – что открывает перед нами, действительно, нечто абсолютно новое, и никто не знает, что откроет Христос тому или другому человеку.

Бог не тиражирует людей, как в типографии тиражируются книги или открытки. Так не тиражируются люди. Каждый из нас абсолютно неповторим, каждый из нас не похож на другого, каждый из нас идет абсолютно по-своему, своей духовной дорогой. И поэтому каждый из нас должен сам взять в руки Евангелие и научиться читать эту удивительную книгу. Можно сказать, что я говорю очевидные вещи, что это знает каждый, а на самом деле оказывается, что очень часто люди признаются, что не читают Слова Божьего или обращаются к нему редко, или не получается у них читать. Главное - услышать, когда читаешь Слово Божие. Давайте вспомним о том, что Слово Божье надо не просто читать, но - молитвенно, быть может, опустившись на колени, открыть дома Евангелие и читать как молитву, вслух или про себя, или чуть слышным шепотом. И вы услышите тогда, как Сам Христос обращается к вам.

Когда-то один молодой человек сказал: Евангелие – это книга не для чтения, а для богослужения. Он имел в виду то, что не надо очень часто читать Евангелие вот просто так, сняв его с книжной полки, что это богослужебная книга. Но он сказал правду, потому что всякий раз, когда мы беремся за Евангелие и открываем его и начинаем читать – это богослужение, это то великое богослужение, которое каждый и каждая из нас совершает, потому что это личная встреча со Христом. И вот сегодня, встречаясь со Христом у подножия Его креста, поклоняясь Его кресту, давайте как-то возьмем в сердца эту простую истину, что Он действительно умер за нас самой страшной человеческой смертью для того, чтобы воскреснуть из гроба для нашего воскресения, чтобы совоскресить с Собою каждого и каждую из нас.

Эти простые слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» пусть будут сегодня для нас каким-то особенным гимном во славу Умершего и Воскресшего. Не только Умершего за нас, за каждого и каждую, не только Воскресшего, не только Победившего смерть, но Победившего смерть ради нас. Для того, чтобы мы распрямились, для того, чтобы мы почувствовали, что у нас есть силы, для того, чтобы почувствовали, что у нас есть мужество; для того, чтобы мы оставили наши страхи; для того, чтобы мы оставили наши грехи; для того, чтобы мы оставили наши нелепые мысли, которые всегда сводятся к одному: я не могу, у меня не получается, это не для меня, я не в силах и т. д. Для того, чтобы мы ничего не боялись в этой жизни и с открытыми глазами, трудясь, шли по этой жизни, зная, что Христос всегда рядом, всегда с нами, что смертию Своею Он, действительно, освободил нас, действительно, сделал человечество и каждого человека другими.

Вот если мы это поймем, то это будет самое важное, потому что важнее этой истины, наверное, нет никакой другой. Поэтому, стоя у креста, давайте вместе совершать Божественную Литургию, вслушиваясь в каждое слово этой молитвы, с которой мы вместе будем сегодня обращаться к Богу, благодаря Создателя за Единородного Его Сына, Которого Он послал в мир для того, чтобы Он умер и воскрес ради нас.