1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Ранняя Литургия (Ин 5: 1–15)

 

Христос воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми одр твой и ходи?» – с этим вопросом обращаются иудеи к исцеленному, о котором мы только что прочитали в начале 5‑й главы Евангелия от Иоанна. «Кто Этот Человек?» – спрашивают его иудеи. И сам [расслабленный] на вопрос Иисуса, хочет ли он стать здоровым, отвечает: «Но человека не имам», – нет у меня человека, который бы мне помог опуститься в купель, когда возмутится вода; вот поэтому, пока я приду, кто-то другой окажется там раньше.

Вот если мы с вами, братья и сестры, внимательно прочитаем это евангельское чтение, очень внимательно, заботясь о том, чтобы понять каждое его слово, мы увидим, что одно из ключевых слов в этом евангельском чтении – это человек. Иисус являет нам тут Себя как Человека. Но в этом Человеке действует сила Божья. И сам Этот Человек выступает здесь как присутствие Бога среди людей. Но, повторяю, Евангелие говорит – человек, человек и еще раз человек!

А мы с вами очень часто забываем об этом. Для нас всё-таки наш Господь Иисус Христос как-то больше Бог, чем Человек. И в этом – страшная язва нашей веры. Мы как-то незаметно скатываемся в ту сторону, которая называется монофизитской, когда верующие христиане не признают в Иисусе Человека, а видят в Нем только Бога. И это, действительно, большая беда нашей веры, потому что, не видя в Иисусе Брата, а видя в Нем только Божие присутствие здесь, на земле, мы на самом деле перестаем быть христианами. Самое главное, самое существенное из нашей жизни уходит. А потом мы спрашиваем: почему в Евангелии, в апостольских Деяниях, в других Книгах описываются эти удивительные исцеления, удивительные события с людьми, а в нашей жизни этого не бывает? А не бывает этого в нашей жизни по очень простой причине: потому что мы не чувствуем, что встреча наша состоялась с Иисусом как с Человеком, как с Учителем из Назарета, как с тем Человеком, через Которого нам открывается Бог. И этого человеческого измерения христианства, которое как-то мало присутствует в наших сердцах, мало присутствует в нашей вере, очень часто так не хватает нам, так мало его, что просто не знаешь, чтó делать.

Попытайтесь, читая Евангелие, пройти за Иисусом, как идут за ним апостолы, которые поначалу ничего не предполагают об этом Человеке, ничего не знают о Его Божественной природе, а знают только о человеческой Его природе. Вот давайте и мы с вами попытаемся, как ученики, пройти за Иисусом.

Давайте в эти пасхальные дни, когда во время богослужений читаются Деяния апостолов, когда мы как-то ближе всего к апостольскому времени, попытаемся перечитать Евангелие не просто как священную книгу, но как будто каждый и каждая вместе с учениками идет вслед за Иисусом. Я уверен, братья и сестры, что тогда очень многое лишнее уйдет из нашей жизни. Очень многие страсти, которые нас разрушают, исчезнут; очень многие глупости, которые живут в нашем сознании, исчезнут, но мы обогатимся удивительным богатством.

И когда сегодня Деяния апостолов рассказывают о Тавифе, то они говорят, что она была ученицей. И другие ученики и ученицы были тут. Так вот, первое название христиан – это ученики. И дай Бог нам с вами всеми быть учениками Того, Кто пришел в этот мир, чтобы умереть за нас и воскреснуть нашего спасения ради, Того Человека, Которого Сам Бог называет – «Сын Мой Возлюбленный».

Вот что мне хотелось сказать вам сегодня. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Христос воскресе!