1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Литургия (Ин 4: 5–42)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы с вами, братья и сестры, сейчас слышали, что говорит Иисус, как говорила жена-самарянка с нашим Господом. Мы как будто были свидетелями этого разговора, когда уставший от дороги Иисус присел у колодца. И вот пришла женщина за водой со своим кувшином. И здесь очень важно понять, что встреча ее, жены-самарянки, с Иисусом совершилась в тот момент, когда эта женщина меньше всего думала о духовном, о Божьем, о чем-то высоком. Она пришла к колодцу только для того, чтобы взять воду, – по хозяйственной надобности. И в это время она встречает Иисуса.

Наша с вами встреча с Господом тоже может постоянно происходить в такие минуты, когда мы меньше всего думаем о чем-то возвышенном. Наверное, это одно из важнейших доказательств того, что вера – это не что-то пустое, потому что не в тот момент, когда мы настраиваем себя на что-то важное, но в самые неожиданные минуты жизни входит в нашу жизнь Иисус, открывается нам нечто такое, удивительное, когда, может, раз в жизни мы видим небо отверстым и ангелов Божиих, нисходящих и восходящих на Сына Человеческого, как говорится в конце первой главы Евангелия от Иоанна.

И вот состоялась эта встреча в самый неожиданный момент, встреча тоже совершенно неожиданная, потому что не было принято в те времена вступать в разговоры с женщинами лицам мужского пола, а особенно учителям Закона, наставникам, проповедникам (ведь Господь и воспринимался окружением как один из мудрецов того времени, каким был Шамай, каким был Гиллель и другие древнейшие мудрецы и того времени, и более раннего, и более позднего). Итак, Он начинает разговор с этой женщиной. Ученикам непонятно, как может такое случиться, потому что это как-то совершенно не входит в их планы, не входит в то, чтó они чувствуют и чтó они понимают о своем Учителе.

Иисус ведет с самарянкой удивительный разговор и обращается к ней со словами, которые мы, к сожалению, не всегда помним, о том, что те, кто поклоняется Богу по-настоящему, то не на горе Гаризим и не в Храме в Иерусалиме, но в духе и истине должны поклоняться Богу. И вот это «в духе и истине», формулу эту, конечно, очень важно понять как-то сердцем и душой. Потому что, поклоняясь Богу в духе и истине, мы встречаем Бога не только здесь, под этими сводами, но в самых неожиданных местах, везде, где только можем оказаться. Вспомните слова 138‑го псалма: «Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во ад – тамо еси. Аще воз[ь]му криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя»[1].

Это замечательные слова, и говорят они, как сегодняшнее Евангелие, как сегодняшняя эта простая фраза Иисуса о том, что по-настоящему Богу надо поклоняться в духе и истине. И эти слова псалма и Спасителя нашего, они раскрывают на самом деле глубочайший смысл веры, ради которой не надо совершать какие-то далекие странствия, потому что вот здесь Бог и здесь Его Возлюбленный Сын и Единородный – Господь наш Иисус.

Вот что мне хотелось сказать. Имею в виду и то, конечно, что в нынешнее время все разъезжаются кто куда. Очень важно, отрываясь от этого пола, на котором мы привыкли молиться Богу в конкретные дни и часы, не отрываться от Бога. А то иногда слышишь, как потом кто-то из нас говорит: вот я четыре или пять месяцев была на даче и как-то оторвалась от Бога. Как так можно?! С тобой Евангелие, с тобой молитвослов, с тобой какие-то другие книги минимальные, которые можно положить в сумку. На самом деле Евангелие с молитвословом не весят ничего. Кроме того, и за городом сейчас повсюду открываются храмы. Почти в каждом дачном поселке есть своя церковь. Ну, а если вы где-нибудь подальше от Москвы, тоже в тех местах, где еще не то что лет десять, но и четыре года назад не было церкви, теперь она уже появилась.

Поэтому ни в коем случае нельзя отрываться от Бога. И, повторяю, даже если нет ни церкви, ни креста какого-нибудь у дороги, в радиусе, там, пятидесяти или тридцати километров, – Бог-то с нами, Христос-то среди нас, как Он обещал: «Во все дни до скончания века». И в воскресные дни, и в праздничные дни – «во все дни до скончания века». Поэтому не будем никогда отрываться от Бога, где бы мы ни оказались, в какой деревне, в какой стране, кто знает, в каких еще условиях мы можем оказаться, – никогда не будем отрываться от Бога, а будем всегда стараться в духе и истине поклоняться Ему. А слова Евангелия, которые доходят до самых глубин нашего сердца, всегда нам помогут в этом, потому что, когда мы читаем Евангелие, Сам Иисус говорит с нами.

Христос воскресе!

 

 

 


[1] Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; Сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. (Псалом 138, стихи 7–10, в Синодальном переводе.)