1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница

Литургия (Ин 7: 37–52; 8: 12)

 

С праздником Пятидесятницы, с днем Пресвятой Троицы поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Когда читаешь рассказ, который содержится в книге Деяний апостольских, о том, как в видении огненных языков ниспослал Господь с небес Своего Святого Духа на учеников и апостолов, то понимаешь, что Церковь действительно соборная. Она вселенская, она охватывает весь мир, потому что вдруг неожиданно апостолы заговорили на всех языках тогдашнего мира. И люди, пришедшие в Иерусалим из разных стран, узнавали свое наречие в том, чтó говорят апостолы.

Когда читаешь в Евангелии, как Иисус говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», тогда понимаешь, что дар Святого Духа – это что-то глубочайшим образом личное, что надо пережить человеку самому, что нельзя узнать по рассказам других, что не передается никакими книгами. Только в нашем личном опыте дается, в опыте молитвы, в опыте чтения Священного Писания, в опыте исповеди и причащения Святых Христовых Таин. И тогда понимаешь, что у нашей веры, христианства, есть два полюса. Один полюс – это вселенский характер нашей веры. Наша вера соединяет всех. Христос пришел спасти всех и каждого, кто живет на земле, а не только избранных. А с другой стороны, наша вера – это нечто глубоко личное, то, что дается только в интимном, внутреннем опыте каждого из нас. И вот на этих двух полюсах держится христианство: один полюс – его вселенскость, другой полюс – его абсолютно личный характер.

Будем стараться, братья и сестры, принадлежать одновременно к Церкви, объединяющей миллионы и миллионы людей, с другой стороны – иметь эту личную связь с Богом, чувствовать, как дается нам дар Духа Святого, когда мы смиренно молимся, склонив колена, как молились мы сейчас, читая коленопреклоненные молитвы.

Наверное, огромный смысл есть в том, что эти, составленные святителем Василием Великим, молитвы читаются именно в торжественный день Пятидесятницы, потому что, склоняя колени, мы не простираемся перед Богом, как перед каким-то земным и страшным владыкой. Но мы выражаем этим коленопреклонением свой восторг, свою любовь, мы выражаем этим коленопреклонением то, что связывает нас с Богом. Это невероятно крепкая нить нашей веры! И мне очень хочется об этом подумать вместе с вами, что коленопреклонение в день Святой Троицы – это какой-то удивительный знак близости Божией. Мы все вместе опускаемся на колени, как будто каждый в своей комнате, как бывает, когда мы молимся в полутьме нашей комнаты ранним утром или поздним вечером… Вот полюс христианского единства. А сегодня мы все вместе встали на колени для того, чтобы воспеть и возблагодарить Бога. Как говорит апостол Павел: за всё благодарю. Так и мы с вами восклицаем: Господи, Боже наш, за всё Тебя благодарю!

Мне хочется еще подчеркнуть последнее. К Богу мы обращаемся на «ты». В прежние века, например, во французских молитвословах было обращение к Богу на «вы», но потом это было преодолено – стремление обращаться к Богу, как к синьору, как к какому-то большому человеку, который требует поклонения себе. Теперь на всех языках мира, – и как это удивительно, как прекрасно, как символично – мы все обращаемся к Богу на «Ты».

Ведь мы же часто и с друзьями на «вы», мы же только с самыми близкими на «ты»; бывает, что иногда и с кем-то из членов своей семьи мы на «вы». А вот с Богом мы на «ты». И это говорит о том, насколько тесная связь соединяет нас, братья и сестры, с Пресвятой Троицей – с Отцом и Сыном и Святым Духом. Аминь.