1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Нести свет Христов

Литургия

 

… Сегодняшнее Евангелие нам говорит о том, как после Своего крещения Господь наш Иисус Христос поселяется в Галилее языческой. Я предлагаю вам, братья и сестры, задуматься над этими словами: Христос поселяется в Галилее среди язычников. Тот свет, который он открывает людям, Он даёт не только тем, кто Его знает и почитает, не только тем, кто ему поклоняется, но всем и каждому. Это особая миссия, которую начинает Иисус после крещения, миссия, которую он предлагает продолжить нам. Она заключается в том, чтобы свет Божий нести людям вокруг нас. Не всегда это просто, иногда это безумно трудно. Поэтому иногда нам хочется превратить  нашу веру в какой-то такой образ жизни, и тогда мы  говорим друг другу: ну, я с неверующими почти не общаюсь, или: мне не о чем говорить с неверующими людьми. Вот это, конечно, не тот путь. На самом деле – друг с другом-то нам что общаться? Мы общаемся друг с другом в таинствах церкви, прежде всего в Евхаристии. Мы общаемся друг с другом через молитву. Мы уже знаем друг друга и, если общаемся друг с другом, то ради отдыха какого-то и взаимного укрепления, но не для чего другого. А вот общаться с людьми вокруг нас, неся им свет, – совсем необязательно с Библией в руках говорить о Боге, как это зачастую делают, например, свидетели Иеговы и другие представители протестантских исповеданий,. Нас не призывает Господь говорить о Боге. Нас Господь зовёт совсем к другому – свидетельствовать о Его Евангелии, свидетельствовать о Боге. «Вы свидетели Ему», – говорит Иисус.

 А что значит – свидетельствовать? Свидетельствовать – это значит нести свет, о котором в сегодняшнем Евангелии мы слышали и читали. И свидетельство это иногда выражается и без слов. Свидетельство это выражается и через музыку, как это делала Мария Владимировна Юдина, когда она выходила к роялю и через музыку Листа, или Шопена, или других композиторов, старых и современных, проповедовала Бога и говорила о Боге через музыку; как это делают поэты и писатели, когда в своих стихах и других произведениях говорят о Боге, очень часто даже само слово Бог не употребляя; как это делают художники, как это делают учителя в школе. Учитель математики может быть лучшим проповедником Бога, даже когда он не скажет слов – Библия и Евангелие. Но то, как он будет относиться к своим ученикам, то, как он будет показывать им красоту той гармонии, которая открывается в числах, он может вообще превратить всю науку математики в толкование на 103-й псалом: «Господь воцарился, в лепоту облечеся». А учитель физики, а химии, а любой другой дисциплины!

Я помню, как-то один мой приятель, молодой священник, лет, наверное, 20 тому назад, сказал мне, что в том месте, где он служит, – там была местность, достаточно далёкая от Москвы, – его пригласил директор школы преподавать физику, потому что он, действительно, был физик из Института физики академии наук. А он сказал: «Я бы пошёл преподавать в школу, а физику преподавать ни за что не пойду». А ему сказал: «Ну, что же ты вот так поступаешь? Ведь у тебя была такая удивительная возможность – показать, что этот «поп», который в церкви служит, оказывается, ещё может быть лучшим учителем физики на весь район, если не на всю область. Понимаешь, ты упустил огромную возможность такой невероятной проповеди, которая бы имела такой потрясающий резонанс!»  Но вот как-то он в то время этого не понимал. Но так с нами бывает очень часто, что мы не понимаем, к чему нас зовёт Бог, и ищем нашего призвания совсем в другом месте и в результате не находим. Хотя вот оно нам уже было дано.

Поэтому давайте будем думать об этом и молиться об этом, чтобы раскрывал нам Господь, в чём заключается наше призвание и как могу я нести свет Христов, свет Божий людям вокруг меня, каким образом и каким путём?

И когда у нас есть именно это желание, тогда всё у нас получается, тогда всё у нас выходит, вне зависимости от обстоятельств и вне зависимости от того, умеем мы говорить складно или не умеем. Но даёт нам Господь нести этот свет, потому что всё-таки Слово Божие, оно не в словах заключается, а в чём-то несравнимо большем, чем любое слово любого человеческого языка. Вы помните апостола Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то медь звенящая или кимвал звучащий», то я в сущности – ничто. Не в словах языков, не только человеческих, но и ангельских, дело, а именно в том свете, который нам дарует Бог. А мы видим с вами на собственном опыте, что этот свет даёт Он нам в изобилии.

Вот что мне хотелось сказать вам сегодня, дорогие братья и сестры.

Да хранит, да укрепит, да благословит вас Господь!