1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неверие Апостола Фомы

Сегодняшнее воскресное утро – день, когда мы вспоминали о том, как апостол Фома не поверил рассказам учеников, сказал, что, пока он не прикоснется к язвам на руках Иисуса и пока не вложит персты в Его раны, не поверит. И явился ему Христос и сказал: «Возьми свою руку и вложи в Мою рану».

Тут, конечно, нельзя говорить о том, что он, Фома, был неверным, как часто мы говорим в быту, или неверующим. Апостол Фома являет нам не неверие, а не легковерие. Он не принимает на веру то, что услышал от других. Он хочет верить только тому, в чём он уверен сам. Он верит не тому, что рассказывают, а тому, что Сам Бог открывает ему самому. Его вера основывается не на чём-то, но на личной встрече с Воскресшим.

Как важно, как абсолютно необходимо, дорогие братья и сестры, чтобы вера каждого и каждой из нас тоже основывалась, прежде всего, на том опыте встречи со Христом, на том опыте, который приобретается и, прежде всего, через чтение Священного Писания, и через тот личный ответ Христу, который мы даём, когда читаем Слово Божие и когда понимаем, что Он, Господь, от нас ждёт того, о чём Он сегодня нам говорит. Причём, каждый может это открыть только самостоятельно. Ни один царь, ни один священник не скажет: Вот от тебя ждёт Христос этого, от тебя этого, а от тебя вот этого. Только когда мы читаем Слово Божие сами – самостоятельно постигаем, а чего от меня сегодня ждёт Христос. Эта встреча происходит и через нашу молитву, которая, конечно же, не может не рождаться в сердце, когда мы читаем Слово Божие. И, наконец, это личная уверенность в присутствии Воскресшего среди нас, это личная уверенность в том, что Он здесь невидимо с нами пребывает. И эта встреча с Ним осуществляется через участие в таинствах церкви. Прежде всего через наше участие в таинстве Евхаристии и через причащение Святых Христовых Таин, через наше участие в Его Тайной Вечере.

Давайте подумаем в эти пасхальные дни именно о том, как важно, чтобы опыт Воскресения Христова был абсолютно личным опытом каждого из нас, чтобы мы с вами не со слов других говорили «Христос Воскресе!», но потому, что мы сами это знаем, потому что мы сами это почувствовали, потому, что мы сами это пережили, – только тогда мы с вами будем настоящими христианами. А пережить на самом деле это может каждый и каждая из нас, если мы будем с вами молитвенно читать Евангелие.

Когда-то один человек, утверждая, что не надо так просто браться за чтение Евангелия, сказал такую фразу: «Эта книга не для чтения, а для богослужения». И, как это ни парадоксально, он оказался абсолютно прав. Потому что, действительно, наше личное чтение Евангелия, когда мы дома наедине с собой и Богом, когда мы где-то находимся, в дороге, где мы можем оказаться, открываем эту книгу, пусть самую маленькую, потрёпанную книжечку со словами Священного Писания, то мы с вами в этот момент совершаем богослужение, мы с вами в этот момент прикасаемся к тайне Божьего присутствия среди нас. И это простое чтение Слова Божьего в электричке или где-то ещё становится, действительно, великим, удивительным, уникальным и неповторимым богослужением. Поэтому давайте стараться не оставлять никогда чтения Слова Божия, прежде всего, конечно, чтения Святого Евангелия и псалмов, потому что псалмы – это те самые слова, которыми молился наш Господь. Псалмы – это те самые слова, в которые Сам Христос облекал и облекает Свои молитвы. Давайте помнить об этом всегда.

Давайте сейчас, кто не успел на исповеди сказать что-то важное, принесём всё это Богу – и услышит, и простит, и благословит, и укрепит нас Господь. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.