1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Неверующих людей не бывает, бывают пока еще не верующие

Для нас, наверное, важнее всего — по-настоящему понять, что для нас Богообщение, общение с Богом, молитва, наше личное предстояние перед Ним, наш личный диалог через Христа с Самим Отцом — он не может быть заменен ничем. Наверное, поэтому иногда нам так трудно бывает проходить через какие-нибудь испытания, что у нас не всегда получается этот диалог, не всегда получаются эти, абсолютно личные, отношения, в которых не нужны никакие посредники.

Мне очень бывает страшно слышать, когда говорят, что священники — это посредники между Богом и людьми. Помню, на каком-то собрании, на котором участвовали очень большие люди, в том числе Михаил Сергеевич Горбачёв, я по поводу чьего-то высказывания относительно того, что мы, духовенство, должны быть посредниками, сказал, что это совсем не так. Потому что задача священника, епископа совсем другая — показать путь, по которому пройдя, мы встретим Христа, помочь в трудных местах дороги, поддержать молитвами, иногда советами, но ни в коем случае не становиться между. Наша задача, задача духовенства всегда заключается в том, чтобы всегда вовремя уйти в тень, чтобы дать возможность каждому и каждой этих личных, уникальных, этих удивительных отношениях, которые могут сложиться только в личном плане между всяким из нас и Богом. И эти отношения, которые складываются и через молитву, и через чтение Евангелия, и через ту жажду ответить чем-то реальным, действенным на слова Иисуса в Евангелии, и через участие в богослужении, и через участие в таинствах. Эти отношения, повторяю, ничем не заменимы, их ничто подменить не может, потому что это будет на самом деле очень страшно, будет в высшей степени разрушительно для нас. Так что давайте об этом подумаем сегодня.

Давайте будем молиться о том, чтобы каждое сердце сегодня и всегда раскрывалось навстречу Богу и во время Божественной Литургии, и в таинстве Евхаристии, и на всех путях нашей жизни. Знаете, постоянно бывает так, что рядом не оказывается кого-то, кто бы мог сказать что-то очень важное, кто бы мог что-то объяснить. А иной раз даже того, кто мог поддержать. Мы чувствуем, что, несмотря на всю нашу слабость, несмотря на огромную нужду в том, чтобы меня сегодня кто-то поддержал, поддерживать приходится других. В этом положении постоянно оказывается каждый из нас. Повторяю, что мы нуждаемся в этой поддержке, понимая, что нужно опекать других. И вот тут наши отношения с Богом вступают в удивительную фазу, если так можно выразиться, своего развития. Потому что тут оказывается, что есть Тот, кто нас укрепит, есть Тот, кто нас поддержит, есть Тот, кто нас утешит и проведёт через самые трудные испытания. И давайте помнить об этом всегда.

Давайте не отчаиваться в те минуты, когда по разным причинам: из-за болезней, из-за болезней родных, из-за того, что пришлось куда-то уехать, из-за каких-то еще других обстоятельств, по каким-то иным причинам мы не можем добраться до церкви. Всегда можно взять в руки Евангелие, опуститься на коленки и почитать молитвенно, со слезами на глазах или со слезами в сердце. Но почитать молитвенно Евангелие, услышать, что говорит нам Христос. И помнить, что всякий раз, когда мы читаем Евангелие, мы его читаем не в одиночку, сами с собой, а вместе со всей церковью Христовой. Об этом тоже помните. И даже когда я у себя дома, в полутёмной комнате, читаю шёпотом или про себя Слово Божие, в этом участвует вся Церковь, потому что я присоединяюсь к общецерковному молитвенному чтению Слова. И все святые читают с каждым или каждой из нас Евангелие. Всякий раз, когда мы, взяв в руки эту книгу, вслушиваемся сердцем в каждое слово. Это очень важно, чтобы каждое слово проникало в нашу душу, чтобы каждое слово входило в нее, как воздух в легкие. Потому что, на самом деле, все наши проблемы возникают именно оттого, что между нами и Христом кто-то или что-то становится. Потому что что-то оказывается важнее, чем евангельская правда, какая-то другая, может быть, очень хорошая даже. Но она не должна вытеснять из нашего сердца голос Христов, потому что это — именно ВСЁ! 

Мне всегда вспоминается один рассказ, который я слышал ещё в юности от одного священника. В том лагере, где он сидел в сталинские времена, нашлись разные люди. Он, православный священник, был диакон, были баптисты, были пятидесятники, были ещё каких-то исповеданий христиане. И оказывается, что ни один из них не помнил Евангелие на память, от начала до конца. Но когда они собрались все вместе, то все вместе они устно восстановили текст Евангелия, всех четырех евангелистов, от первого до последнего слова. И вот эти разные люди, таким образом друг друга поддерживая, не имея книжки даже Евангелия, могли читать его полностью, от начала до конца, но только по одной причине: потому что их было много, их было несколько, потому что каждый в одиночку вспомнить всё Евангелие не мог, а вместе это у них получилось. И вот мне кажется, что этот простой рассказ старого священника, который, к счастью, вышел оттуда и потом еще служил в Подмосковье до смерти своей, этот рассказ для меня очень дорог, потому что, мне кажется, что это полное объяснение того, что чтение Слова Божия — это какое-то общецерковное, общечеловеческое дело, которое мы совершаем вместе.

И сейчас, начиная Божественную Литургию, давайте будем молиться о всех, друг о друге, и о тех, кто по разным причинам в церковь не ходит, и о тех, кто пока в Бога не верит. Потому что я абсолютно убеждён в том, что неверующих людей не бывает, бывают пока еще не верующие. Давайте помнить об этом.

И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!