1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

О литургии Преждеосвященных даров

(Мф 14: 3–35)

Этот чин называется Последование Изобразительных, потому что эта служба как-то изображает Литургию. Так же, как во время Обедни, здесь поется начало Нагорной проповеди «Блажени нищие духом… во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Читается Символ веры и «Отче наш» в конце. В те дни Великого поста, когда Литургии не положено по церковному Уставу, тогда совершается вот этот особый чин, «изображающий» Литургию, а после него начинается Вечерня. И вот сейчас мы с вами будем совершать Вечерню, в конце которой причащаются Святых Христовых Тайн, освященных на вчерашней, воскресной Литургии. Такая Вечерня с причащением Святых Христовых Тайн называется Литургией Преждеосвященных Даров, вы это, наверное, все знаете. Но очень важно нам понять, что это тихая вечерняя служба. Иногда придешь в какой-нибудь собор, и там такая Литургия Преждеосвященных Даров с двумя хорами, как будто это какое-то особое торжество. Когда люди в древности собирались на вечернее богослужение, то после этой тихой вечерней службы, краткой молитвой вспомнив о Тайной Вечере, причащались Святых Христовых Тайн. И вот один из символов этого богослужения – свечи. Это все-таки очень древний символ, когда свеча не просто горит перед иконой, но участвует в самом богослужении. Она ставится на Евангелие, прямо на престоле. Потом священник выходит к нам ко всем со свечой и кадилом и говорит: «Свет Христов просвещает всех».

Вот эти, очень древние, моменты Литургии Преждеосвященных Даров, уводят нас в те времена, когда тихо собирались в храме без всяких украшений древние христиане, совершали вечернюю службу, а потом все причащались. И к этим первым векам христианства уводят нас и сегодняшние Часы, которые мы служим в начале службы. Часы, то есть богослужение, состоящее, в сущности, только из чтения Псалмов. Оно в течение первых трех дней Страстной недели соединяется с чтением Евангелия. И в древности, когда на весь город или одно селение было только одно Евангелие, вот тогда очень большое значение имело это чтение Евангелия вместе на Часах. Эти Часы служились отдельно, естественно, утром, вечерня – отдельно.

Вот доставали из тайника, повторяю, тогда единственное в селении Евангелие, священник его открывал, и все внимали словам евангелистов. Но, наверное, в те времена у людей, во-первых, память была другая, и, во-вторых, люди послеантичного мира были ориентированы на то, чтобы быстро запоминать очень большие тексты. Поскольку не была развита писчебумажная промышленность, вообще бумаги не было, поскольку не было других простых средств письма, поэтому древние христиане знали Евангелие наизусть либо дословно, либо близко к тексту. Очень интересно изучать святых отцов с точки зрения того, как они цитируют Евангелие. И оказывается, что если сопоставлять цитаты с разными рукописями древними, которыми они могли пользоваться, то практически все цитируют Евангелие на память. Не то, что они искали цитату, или смотрели, или проверяли – они просто цитируют на память Слово Божие, потому что они его держали в памяти – кто-то больше, кто-то меньше. Например, Златоуст – больше.

И вот люди, которые собирались на Часы в первые христианские времена, чтобы прослушать Евангелие, они возобновляли в своей памяти любимый, сохраняемый там текст. И это был особый совершенно чин общего, совместного чтения Евангелия перед Пасхой и в конце Великого поста. У нас теперь есть Евангелие у каждого дома. Теперь мы можем и дома тоже читать Евангелие, и, безусловно, я уверен, почти все мы так и делаем. Ну, бывает, конечно, что кто-то признается, что давно не читал Евангелие. Я в таком случае говорю: бери срочно, Евангелие, прямо сейчас, не доезжая до дома, возьми здесь самое дешевое, в метро читай, потому что нельзя отрываться от живого Христа. А через Евангелие живой Христос с нами говорит.

Так вот, понятно, что теперь это все обстоит гораздо проще. Но все равно, когда мы собираемся вместе почитать Евангелие, это всегда очень много дает, потому что это напоминает раннехристианскую Вечерню, первые христианские Часы, богослужения первых веков. Поэтому старайтесь и в группах собираться для чтения Евангелия. Иногда бывает, что в гости человек 5-6 придут, и можно начать разговор с общей молитвы. Не только молитву «Отче наш» прочитать перед ужином, но и почитать Евангелие. Группы совместного чтения Евангелия, созданные в свое время отцом Александром Менем, – это великое дело! Это великое дело, потому что именно так строится церковь, именно так мы и становимся живыми камнями ее, понимаете, братья и сестры, когда мы вслушиваемся в Евангелие вместе!

Сегодня нам еще предстоит вместе прочитать Евангелие на Вечерне. Бог вас всех благословит! Будем с мирным сердцем, благоговейно молиться сегодня на Вечерне, помня, что она тихая, великопостная, что она – на Страстной седмице. Это не какое-то особенное торжество, а это именно общинная молитва, совместная молитва общины вечером, когда уже в косых лучах заходящего солнца мало-помалу все уходит в сумерки. «Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небесного…»

Вот тогда-то они собирались и совершали эту службу.