1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

О важности чтения Священного Писания

Дорогие братья и сестры! Сейчас очень важно сказать друг другу что-то по-настоящему важное, что-то по-настоящему серьёзное. И, конечно, у нас всегда не  хватает времени. Наверное, нужно Бога благодарить за то, что у нас не хватает времени, потому что это хороший знак. Это знак того, что нас всё-таки много. Поэтому и прошу вас, дорогие мои, кто сегодня не успел сказать чего-то очень важного, давайте это все сейчас скажем Самому Богу без слов, и в эти пасхальные дни услышит нас Господь и укрепит нас Господь и даст нам с вами Господь сил, и мудрость, и мужество, всего того нам даст Бог, чего нам не хватает.

Ещё мне очень хочется сказать вам, дорогие братья и сестры, в особенности тем, кто сегодня, а есть сегодня такие, кто пришёл на исповедь в эти пасхальные дни в первый раз в жизни, – мне очень хочется сказать вам о том, что, конечно, все мы не всегда попадаем в церковь на богослужения. Потому что далеко не всегда есть время, далеко не всегда строится наш день в отношении работы, в отношении тех обязанностей перед нашими близкими, которыми мы, конечно же, не можем, не вправе перед Богом, манкировать. Так строится наша жизнь, что иногда мы неделями, а то и месяцами, не попадаем на богослужения в церковь, не попадаем на исповедь. Но у нас у всех есть Евангелие. И вот сейчас всё-таки такие времена, когда, действительно, не надо искать по всему свету и никто тебе не даст Евангелие. Оно везде есть и его везде можно найти и купить, и взять в киосках и т.д. Так вот, конечно же, когда мы не можем прийти в церковь, да и всегда во всех случаях жизни, как это важно – раскрыть Священное Писание, Евангелие, псалмы, другие книги Ветхого Завета. Они всегда даны нам, они всегда есть у нас.. И вот говорил мне один священник, который лишён был возможности служить в течение довольно долгого времени, что он со своими друзьями каждый день раскрывали Священное Писание, и это была их Литургия.. И вот мне кажется, что это очень важно, чтобы наше домашнее чтение Священного Писания было бы нашей Литургией.. Давайте об этом тоже подумаем сегодня, в эти чудные пасхальные дни.. И будем благодарны Богу за то, что были для нас сохранены псалмы, что для нас были сохранены другие книги Ветхого Завета, что для нас было сохранено Евангелие. Ведь все эти книги могли тысячу раз погибнуть, тысячу раз быть утеряны в большинстве своём, за исключением семи трагедий Софокла, как были утеряны другие произведения древних авторов. То же самое могло быть и со Священным Писанием. 

Но вот нас, людей, вразумлял Бог, сохранять Слово Божие, отдавать жизнь за сохранение Слова Божия, которое теперь, действительно, самое главное достоинство человечества.. Нет, наверное, у человечества большего сокровища, чем Слово Божие. И вот на все языки переведенные, тысячи, наверное, сотни тысяч раз изданные на всех языках, в разных форматах, и роскошно, и просто, и для церковного употребления, и для употребления дома, Священное Писание, и оно продолжает оставаться новым. Столько раз напечатанное, столько раз прокомментированное, столькими учёными исследованное, оно продолжает оставаться живым и действенным Словом Божиим, которое прожигает нас до самых глубин нашего «я» и которое воскрешает нас из самых безвыходных ситуаций. Потому что Бог действует через Свое Слово, Бог действует через маленькую книжку. Поэтому старайтесь, дорогие братья и сестры, не расставаться со Словом Божиим, старайтесь, где бы вы ни были, куда бы вы ни ехали, где бы вы ни находились, чтобы всегда с вами в кармане, в сумке, в сумочке, не знаю где, было Слово Божие. И тогда всегда можно, в любой момент, открыть эту книжечку, и мы услышим как раз то, что нам необходимо, потому что никто не может сказать, а чтό мне сегодня необходимо услышать из Священного Писания. Только мы сами это узнаем, когда начнём читать, потому что к каждой и каждому из нас Бог обращается с каким-то Своим, с каким-то личным, с каким-то особенным Своим призывом. И вот когда мы начинаем так читать Слово Божие и когда вдруг находим какой-то отклик внутри себя, я должен сделать это, говорю я сам себе, говорю я сама себе, я должен, должна сделать это, потому что к этому зовёт меня Бог. Именно меня, а не кого-то, именно сегодня, а не когда-то. И вот когда этот призыв мы в себе услышим и когда мы на него ответим, это значит, что началась наша христианская жизнь.

Но давайте как-то подумаем сегодня и об этом, дорогие братья и сестры, потому что пасхальные дни, они всегда наполнены каким-то особенным звучанием Слова Божия, которое наполняет удивительным содержанием нашу с вами жизнь. Поэтому простите меня те из вас, братья и сестры, кого я не успел сегодня выслушать. Принесём все наши проблемы Господу, и, повторяю я, что дает нам силы, даёт нам мудрость, даёт нам мужество Господь, когда мы, вслушиваясь в Его слова, раздающиеся к нам со страниц Священного Писания, стараемся ответить на то, что Он говорит нам, ответить чем-то реальным, каждый и каждая по-своему, но чем-то абсолютно реальным. И я, недостойный иерей, властью Его мне данной, прощаю и разрешаю от всех грехов ваших во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

…Пасха – это вот этот вот хлеб (огромный кулич, стоящий перед Царскими вратами на столе), испеченный в дни Страстной седмицы, из которого артосы, и они должны напоминать нам о тех пяти хлебах, которыми Господь насытил людей  в пустыне. И артосы, они напоминают нам о том, что мы все не только причащаемся Святых Тайн от единого хлеба, но и вообще вкушаем от единого хлеба, что мы все – это одна семья. Как домой приносит хозяйка каравай хлеба и все едят, так и в церкви артосы символизируют нашу принадлежность к одной, единой, семье. Поэтому сегодня вечером или завтра раздробят и после этого завтра будут раздавать в качестве антидора. И в течение всей следующей седмицы, кто попросит. Ну, и есть такой обычай – хранить частицы артоса дома на случай, если кому-то надо будет что-то очень важное такое предпринимать, или заболеет кто-то, или какое-то событие – вот взять частицу артоса и вкусить. Это напоминает тебе лишний раз вот чисто материальным способом, что мы – это единая семья. Потому что как-то  вот в христианстве есть какие-то вещи, которые нам напоминают через сердце, и есть какие-то вещи, которые нам напоминают чисто физически. И вот это касается и артосов.

И еще сейчас, дорогие братья и сестры, как всегда в пятницу Великой седмицы, мы с вами совершим богослужение с водоосвящением, которое совершается в память  празднования иконы Живоносный источник.

Мы сейчас с вами поставим столик. Надо ставить, Саша, столик и водосвятную чашу. Совершим чин водоосвящения.

Я еще и еще раз всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Пасхи!

Да хранит, да благословит, да освятит, да укрепит вас Господь!

Поздравляю с праздником всех и старых друзей, и тех, кто пришел недавно, и тех, кто пришел сегодня в первый раз, потому что все сегодня есть, все сегодня вместе. И мне бы хотелось еще какие-то особые такие слова сказать тем из вас, дорогие братья и сестры, в основном, сестры, кто пришел к нам из храма пророка Илии в Обыденском переулке, потому что для нас всех, наверное, для меня в очень большой степени, - это родной храм. И поэтому кто присоединился к нашей общине из Обыденского храма, это тоже какой-то особый знак того, что Господь нас объединяет в одну семью.

Ушел ко Господу не так давно последний из наших Обыденских батюшек отец Александр Егоров. Так меняются поколения. Конечно, больно это сознавать, но очень  важно, чтобы вот эту ниточку связи с тем Обыденским храмом о. Александра Толстого, о. Николая Тихомирова, о. Сергия, о. Владимира Тенякова, вот новопреставленного нашего дорого о. Александра, о. Петра и всех других прихожан и тружеников этого храма.

Хочется мне сказать еще несколько слов тем из вас, дорогие братья и сестры, кто пришел из духовной семьи о. Сергия, потому что не менее важно для нас всех ваше присутствие среди нас, сестры. Потому что та родная жизнь, которую открыл для нас о. Сергий, она становится и нашей жизнь.

Ну, и еще к одной из сестер я обращаюсь, через которую эта особая ниточка восстановилась в моей жизни с о. Анатолием Костроминым или игуменом Иннокентием, тоже уже почившим рано. И вот понимаете, братья и сестры, как удивительным образом собирает нас Господь в одну единую семью, в которой мы все занимаем исключительное место, дорогие братья и сестры.

Бог вас благословит! Не могу еще раз не сказать:

Христос Воскресе!