1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

О вере

ранняя Литургия

 

С праздничным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры!

В этом году, как вы понимаете, совпадает Благовещение Пресвятой Богородицы с Лазаревой субботой, с тем днём, когда вспоминается, как Христос воздвигл из гроба Лазаря. И, конечно же, совпадение двух праздников влечёт за собой и то, что соединяются две службы, и поэтому Евангелие сегодня читалось и о Благовещении Пресвятой Богородицы и о том, как рассказывается в Евангелии от Луки, как явился Марии Деве в Назарет архангел Гавриил с ангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Так и читается в этот день 11-я глава Евангелия от Иоанна почти полностью, где рассказывается о том, как уже через 30 с лишним лет после дня Благовещения в Вифанию пришёл Иисус, туда, где только за четыре дня до этого умер Лазарь. Пришёл для того, чтобы сказать людям, их окружавшим, и нам с вами, что смерть – это не самое страшное в жизни, если человек внутренне связан с Богом. На самом деле, это труднее всего входит в наше сознание. Эта весть самым сложным образом укореняется в нашем сердце. И, вместе с тем, если мы не будем знать об этом, если мы не будем чувствовать этого, если мы не будем чувствовать, что любовь к Богу и к людям вокруг нас побеждает смерть, то тогда жить нам будет бесконечно трудно.

И вот сегодняшний день – это суббота за восемь дней до Пасхи. Она переживается, как почти пасхальное событие, потому что Сам Иисус каким-то непостижимым образом говорит о победе жизни над смертью, о победе над нашими страхами. И также день Благовещения – он тоже удивительно радостный. На самом деле в течение Великого поста бывают вот два таких радостных события, и два радостных дня, и радостных праздника – это Лазарева суббота и Благовещение. И в этом году они почему-то, согласно соединению лунного и солнечного календарей, совпали. Вот, может быть, для того, чтобы мы с вами почувствовали, что радость обладает какой-то особой природой: она больше времени, она больше любого календаря, она не укладывается ни в какие схемы.

Необходимо, очень важно и очень трудно, на самом деле, чувствовать то, о чём говорит нам сегодня и Сам Христос в рассказе о том, как Он пришёл в Вифанию и воскресил Лазаря. Очень трудно прорываться от сакрального знания, от знания о Боге, от знания о ритуалах – к чувству Бога. Он спрашивает у Марфы что-то одно, другое, третье, и на всё Ему Марфа отвечает: «Я знаю». Иисус говорит: «Воскреснет брат твой», – и Марфа отвечает: «Я знаю, – в воскресение, в последний день».  Да, она, как все люди её времени, знала об этом. И мы с вами о многом очень знаем, что касается Бога, что касается нашей веры, что касается нашего исповедания. Но Иисусу не нужно это знание, и Он ждёт от неё чего-то другого. В конце концов, когда Он ей говорит, что Он есть воскресение и жизнь, и Он спрашивает, верит ли она Ему, она восклицает: «Верю!»

Вот наша с вами, братья и сестры, огромная задача  – от этого сакрального знания о Боге, знания о вере, знания о посте, знания о том, что правильно и что неправильно, – прорваться к живой, к реальной вере в Бога, к реальному чувству, которое бы уже ни от чего не зависело и жило в нашем сердце несмотря ни на что, которое было бы, действительно, подлинным абсолютно. Потому что, знаете, оно ведь ущербно, и сегодня мы знаем, а завтра в каких-то трагических обстоятельствах мы вдруг от этого знания отказываемся. А вот то, что живёт в сердце, то уж из сердца вырвать невозможно. И когда-то вот в высшей степени замечательный человек, как-то вошедший в историю как скептик и насмешник, я имею в виду Вольтера, прекрасно сказал о том удивительном феномене, который называется словом «вера». Вольтер сказал, что совсем необязательно верить в то, что мы знаем. Здесь вера не требуется. Она требуется там, где что-то нам кажется нелепым, недостоверным, ненадёжным. Потому что вера – это ответ нашего сердца вопреки очевидности. И вот давайте об этом помнить.

Вера – это ответ нашего сердца вопреки очевидности, вопреки тому, что нам доказывают аргументы, вопреки тому, что считается верным, правильным, надёжным и т. д. Вера – это нечто абсолютно нелогичное и удивительно живое. И вот почувствовать живое присутствие Бога среди нас, почувствовать реальность победы, которую одерживает Христос над всеми нашими страхами, вот это, действительно, огромное событие в жизни каждого. И тогда оказывается, что этот рассказ о воскрешении Лазаря, записанный 1900 с лишним лет тому назад на папирусе и затем переписанный миллионы раз, сначала от руки, а потом изданный в триллионах экземплярах на сотнях языков, – тогда оказывается, что тот рассказ действительно нами читается и нами воспринимается, как что-то, только сегодня записанное, как последняя новость. Потому что, действительно, для нашего сердца он становится последней новостью, если мы принимаем его куда-то в глубь нашего «я», если мы принимаем его не разумом, не рассудком, а именно сердцем. Это очень важно, это абсолютно необходимо. И без этого, на самом деле конечно же, нет никакого христианства, без этого, конечно же, нет никакой веры во Христа и, наверное, веры в Бога.

Поэтому давайте научимся открывать наши сердца навстречу тому, что нам говорит Иисус, и, прежде всего, навстречу Его всепобеждающей любви, которая преодолевает всё, все наши страхи, все наши комплексы, всё, что мешает нам жить, и всё, что нас разрушает. Подумать об этом накануне наступления Страстной недели, наверное, очень важно.

Да благословит, да хранит, да укрепит вас Господь!