1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

О выборе

Вечерня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами слышали рассказ об исцелении кровоточивой женщины, но он находится внутри другого евангельского рассказа – об исцелении дочери Иаира, а ему предшествует повествование об исцелении бесноватого, об изгнании легиона бесов и о том, как вышли к Иисусу из города жители для того, чтобы просить, чтобы Он ушел из их пределов, потому что они боятся.

Они боялись, конечно, не только за свое имущество, которое пострадало, потому что свиньи погибли. Нет, они просто боялись. Понимаете, человек боится присутствия Бога, боится, когда Бог входит в жизнь. И говорят: нет, уйди, не сегодня; быть может, когда-то, но не сегодня.

Я вспоминаю всегда, когда я читаю это Евангелие, старого московского священника – отца Валентина Парамонова. Он довольно долго служил в церкви Иоанна Воина на Якиманке, напротив Французского Посольства, а потом, в последние годы, он служил на Ваганьковском кладбище – настоятелем храма Воскресения Словущего. И вот когда отец Валентин прочитывал это Евангелие, он всегда после этого со слезою в голосе говорил: «И Христос ушел и больше никогда не приходил в этот город».

Конечно, из Евангелия мы этого не знаем, приходил туда Иисус или нет. Но перед нами какая-то трудная картина, картина того, как человек отталкивает от себя всякую мысль о Божьем присутствии, чтобы было спокойнее жить. Так спокойнее, так проще. Конечно, в той или иной степени, в тех или иных ситуациях это касается, я думаю, наверное, всех.

Сегодня утром я говорил во время Обедни о том, что вообще не так часто бывает, когда нам приходится делать выбор. И вот была сегодняшняя Литургия посвящена евангельскому чтению о званых на вечер. Вот пришли те, которые, казалось бы, не были приглашены заранее. А те, кто был зван заранее, под разными предлогами отказались, ушли: один купил землю, другой – волов, третий женился, и т. д. Я сказал, что, конечно же, речь идёт не о том, что бывает так, что в какой-то воскресный день человек не может придти в церковь, потому что ему нужно что-то сделать: работа, график, который нельзя нарушить. У нас есть такие среди наших прихожан, кто работает в воскресенье. Или срочная какая-то история дома, скажем, с родными, кого-то надо перевезти с одного места на другое, с дачи в город или наоборот – из города на дачу. Или остаться с внуками, чтобы отпустить детей, или ещё что-то такое, или просто отоспаться – ведь бывает и так. И я вам честно скажу, что бывает, я говорю кому-то из вас: не приходите в воскресенье, вот в это воскресенье поспите, пожалуйста, потому что иначе вы не выдержите следующую рабочую неделю. И вот речь идёт не о таких случаях, каких-то конкретных, объяснимых, и т. д. А речь идёт о выборе. Бывают ситуации, когда мы оказываемся перед выбором и делаем его или нет. И тот рассказ, который мы читали сегодня, он тоже касается такого принципиального выбора – быть со Христом или нет. Такой выбор, его всегда приходится делать очень быстро. Тут не подумаешь, надо быть готовым заранее, надо быть просто-напросто открытым Богу. И вспоминаются тогда другие слова о гонениях, когда Иисус говорит, что не думайте заранее, что и как сказать, потому что будете говорить не вы, но Дух вашего Отца, живущий в вас. И об этом, наверное, надо молиться, чтобы мы были открыты действию Духа Божьего в нас, и тогда в трудный момент мы всегда сделаем правильный выбор.

Вот что мне хотелось сказать вам сегодня. Напоминаю, что во вторник Словущее Воскресение, праздник в честь обновления храма в Иерусалиме, когда повторяется пасхальная служба, совершается Утреня и Обедня пасхальным чином. А в среду день Воздвиженья Креста Господня. Поэтому во вторник вечером Всенощная и в среду Обедня в самый день двунадесятого праздника.

А сейчас можно взять скамьи, и я постараюсь ответить на ваши вопросы.