1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Притча Иисусова о злых делателях

Литургия

 

С праздничным днем я поздравляю вас всех, дорогие братья и сестры!

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

В особенности я поздравляю Татьян, всех тех, кто вчера праздновал день Ангела. Я уже сказал сегодня утром, что почти всех московских Татьян я вчера исповедал, кроме вот наших Татьян, потому что в Татьянинской церкви вчера, в университете, были, в основном, Татьяны. Действительно, это такое, довольно странное, впечатление, когда одна за другой подходят к тебе сестры на исповедь и, оказывается, все они Татьяны. Вот есть такой обычай – ходить на престол именинникам. Ну, я не знаю, насколько он оправдан. Но, тем не менее, такой обычай есть. Но, тем не менее, и сегодня у нас было несколько Татьян и из числа наших постоянных прихожанок, старых друзей, и из числа Татьян, которые пришли сегодня в первый раз, насколько я понимаю, или в один из первых разов, сюда, в космодемянский храм.

Я и вас поздравляю, наших Татьян, с которыми мы молимся, трудимся вместе. И ещё поздравляю, разумеется, завтрашних именинниц, в особенности тех, кого завтра не увижу, потому что буду служить в больнице. Нина Александровна, Вас, и Римму-Нину тоже поздравляю, в особенности потому, что Вас завтра не увижу. И всех сестёр Вашей общины – с именинницей.

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангелие – притча Иисусова о злых делателях, которые, вместо того, чтобы те плоды, которые они выращивали, отдать слугам господина виноградника, которых он посылал, одного за другим, избивали, побивали их камнями и убивали. И так одного, другого, третьего и т. д., пока не послал господин виноградника своего сына возлюбленного. И тогда они сказали: убьём его, и наследство будет наше. Это очень жестокие слова, потому что, рассказывая эту притчу, Иисус предлагает нам с вами задуматься над тем, а не говорим ли так сами. Разумеется, не артикулируя эту фразу, не озвучивая её, как теперь говорят, но имея в виду: убьём его, и наследство будет наше. Откажемся от того пути, который предлагает нам Христос, откажемся от той дороги, по которой Он хочет, чтобы мы шли, присваивая Его права себе, и наследство будет нашим.

На самом деле, ведь мы очень часто так или иначе, но рассуждаем очень похоже, устанавливая сами для себя какие-то критерии истины. А это опасно, это очень опасно, это очень страшно, потому что это всегда связано с нашей какой-то убежденностью в том, что мы понимаем что-то. А когда мы в этом убеждены, начинает действовать гордыня, и мы загоняем себя в тупик. Поэтому задача наша всё-таки – не устанавливать для себя какие-то особые новые нормы, но вслушиваться в то, что говорит нам Христос, вслушиваться в то, к чему Он нас зовёт. На самом деле, вслушиваться в волю Божью о нас можно, прежде всего, смиренно читая Священное Писание, в особенности, Святое Евангелие, и впитывая в себя то, что Он говорит и чего Он ждёт от нас. Мне кажется, что если просто-напросто читать главу из Евангелия, а затем акафист Иисусу Сладчайшему, установить для себя такое правило, то через это правило мы очень быстро научимся читать Евангелие так, чтобы слышать Его волю о нас. Потому что мы очень часто всё-таки сами придумываем, что Бог, якобы, хочет от нас. А это, наверное, самое страшное, это, наверное, как раз то, что заводит нас в духовные тупики, это как раз то, что нас разрушает. Поэтому давайте задумаемся сегодня над этими жесткими, бесконечно жёсткими словами: убьём его, и наследство будет нашим. Выкинем Его из жизни, схватим Его, как схватили эти злые делатели сына возлюбленного хозяина виноградника и вышвырнули за пределы виноградника. Откажемся от того, к чему Христос нас зовёт, откажемся от Него самого, и наследство будет наше. Вот это путь, по которому, не дай Бог, нам пройти, тем более, что ХХ век показывает нам очень много примеров именно такого пути, таких ярких, парадоксальных, страшных примеров. Но ведь могут быть и такие, незаметные, примеры того же самого – очень часто, увы, можем показать их мы с вами. Поэтому давайте держаться за Иисуса, держаться за Его Евангелие и впитывать каждое слово из того, что Он говорит, потому что, действительно, слово Божие, оно, как семя, падает в сердце наше и мало-помалу прорастает.. Вот это прорастание слова Божия в нас и сквозь нас, ведь это же долгий процесс. Это происходит годами и десятилетиями, изменяет нас и делает нас такими людьми, какие были и есть те, кого мы с радостью вспоминаем в наших молитвах, те, кто предварили нас опытом веры и кого мы считаем старшими по вере, у кого мы учимся, у кого мы стремимся учиться пути, кому мы стараемся подражать. Давайте, идя по этой дороге, не оступимся.

И да хранит, да благословит и да укрепит Господь нас всех!