1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Притча о блудном сыне

С праздничным днём, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас! И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Когда мы читаем евангельскую притчу о блудном сыне, когда мы всматриваемся в то, как изображена на холсте эта притча, вернее, один момент из неё (на самом деле, конечно, весь этот текст воплощён в зрительных образах Рембрандтом на холсте – вспомним в Эрмитаже эту картину), когда мы размышляем на тему этой притчи, которая всегда читается во время Божественной Литургии за две недели до Великого поста, мы всегда обращаем внимание на отца и на младшего, блудного, сына, который сначала ушёл, а затем вернулся, сначала потребовал своей доли наследства и взбунтовался, ушёл на страну далече и там прожил, прогулял эти деньги. А затем со словами: «согреших на Небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, возьми меня в число твоих работников», он, почувствовавший, что погибает, тогда как у его отца даже самый последний работник живёт благополучно, он возвращается.

Мы привыкли видеть это, наверное, действительно главное в притче о блудном сыне, этот удивительный рассказ о том, что такое покаяние, о том, как преобразует, переделывает, возрождает нас покаяние. Но мы не всегда обращаем внимание на старшего сына из этой притчи,  на благополучного, благочестивого, трудолюбивого, почтительного старшего сына, который в какой-то момент не выдержал. Увидев, как являет отец любовь к тому, кто, действительно, был недостоин этой любви, он не выдержал, он не сдержался, он обиделся, рассердился, а может быть, расстроился, а может быть, пришел в отчаяние и т. д. Так, именно так постоянно бывает с нами, когда мы видим, как являет Господь Свою удивительную, Свою невероятную любовь к кому-то, кто, действительно, заведомо меньше, чем мы, что-то сделал, кто заведомо больше, чем мы, наделал чего-то дурного, кто заведомо, если опираться на хорошие, доброкачественные, разумные человеческие, подчеркиваю, человеческие критерии, вполне разумные, вполне доброкачественные, вполне серьёзные, нравственно основанные на справедливости, – если на них опираться,  то этот человек, он или она, достойны меньше, чем я, а вот почему-то Бог являет милость не ко мне, а к нему. И мы когда-то в этих случаях обижаемся, когда-то расстраиваемся, когда-то огорчаемся, а в иных случаях и злимся даже. И вот давайте на этот момент сегодняшней притчи Иисусовой тоже обратим с вами внимание и будем просить Бога, чтобы давал Он нам силы вырастать из этой слабости старшего сына. Будем об этом молиться.

И да укрепит, да хранит, да благословит вас Бог!

Ещё хочется мне сказать, дорогие братья и сестры, что 19 числа, в понедельник, насколько я понимаю, будет следующий понедельник, в 18.30 здесь снова начнутся катехизационные встречи – встречи для тех, кто готовится к таинству крещения, встречи для тех, кто стоит перед выбором пути, и для тех, кто хотел бы обновить в своём сердце, в своей памяти, в своей душе основы веры. Потому что есть ведь много среди нас таких людей, которые, быть может, давно были крещены и в церковь ходили, а может быть, ходим сейчас, и вдруг оказывается, что мы верим, а вот во что мы верим, мы как-то совершенно не знаем, не понимаем и т. д. Вот для тех, таких из нашего числа людей, будет вновь начата катехизация 19-го, в понедельник, в 18.30.

И еще хочу сказать, что сегодня в 3 часа дня в Трубниковском переулке, в Литературном музее (это не Цветаевский музей, а в соседнем, другом – Трубниковском переулке) будет представление журнала "Вместе", который издает группа молодёжи, в основном, из нашего прихода. Первый номер журнала будет представлен сегодня – в Трубниковском переулке, в Литературном музее, в 3 часа дня.

Мне кажется, что это очень хорошее, очень радостное и замечательное событие.

Бог благословит вас всех, дорогие братья и сестры! С миром изыдем.

       

Вечерня

С днём памяти великих вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, поздравляю вас, дорогие братья и сестры!

Давайте просить, чтобы Господь нам от опыта великих святых IV века, великих святителей, которые вложили своими трудами основы для чтения Священного Писания в церкви и для самого устроения богослужения, устроения Божественной Литургии – это всё созидалось во времена Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – давайте просить у Бога, чтобы этот опыт великих святителей стал и нашим с вами опытом тоже. Будем об этом молиться.

Да благословит, да хранит, да укрепит вас Господь!

Сейчас у нас есть немного совсем времени и можно взять скамейки и стулья, я постараюсь ответить на 5-6 ваших вопросов, не больше. Поскольку приближается Великий пост и уже до поста мы с вами не встретимся вот так, во время беседы. Поэтому сегодня постараюсь на какие-то вопросы ответить. Но только немного вопросов сегодня, потому что я ещё должен посетить больного человека. Поэтому надо, чтобы на это тоже хватило времени.

Бог вас благословит!