1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Притча о богатом землевладельце

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Давайте подумаем, дорогие братья и  сестры, о том, что же плохого было  в том, что у этого  человека, о котором рассказывает нам сегодня Господь, что у него родился большой урожай. И подумаем, было ли что плохое в том, что он решил, что надо разобрать старые житницы и построить другие – бóльшие. Тоже, наверное, в этом не было ничего плохого, потому что быть рачительным хозяином, собирать большой урожай – это всегда хорошо. И более того, очень часто как-то понимаем, что именно через это проливается на человеческую жизнь благословение Божие. Сколько мы с вами вспоминаем сейчас даже из истории русского крестьянства рачительных хозяев,  которые в поте лица своего трудились на своей земле, и сколько она приносила. Так вот, именно это их трудолюбие вызвало гнев злобных, дурных людей и бездельников и привело к той страшной странице нашей истории, которую называют раскулачиванием, когда этих рачительных хозяев отправляли, очень часто пешком, почти босиком, в Заполярье или в Сибирь, в зоны вечной мерзлоты, где погибали сначала их дети, потом они сами. И вот там же, где столько мучеников было явлено народу среди духовенства, там же и вот эти простые верующие люди, рачительные хозяева, тоже нашли свою смерть и, наверное, многие из них – мученический венец. Вы знаете, как страшно читать эти документы – списки умерших, так называемых спецпереселенцев?! Вот когда их переселили, то первым делом умирали маленькие дети. Там написано: раскулаченный – 3 месяца, или раскулаченная – год два месяца, а дальше идут: раскулаченный – 78 лет, раскулаченная – 82 года и т. д.: дети и старые люди. А потом начинают умирать люди в 20, 30, 40 лет, сильные, казалось бы, потому что пешком по морозу сибирскому и очень часто  босиком шли они.

Как-то я был в Архангельской области, в районе города Каргополя, знаменитого своими замечательными церквями и благочестием жителей и тем, что он был местом страшных ссылок. Мне рассказывали жители о том, как кто-то видел, а кто-то по рассказам знает, как шли раскулаченные босиком зимой более семидесяти километров от станции железной дороги до этого Каргопольского лагеря. Так вот, спрашивается, а что же плохого сделал этот богатый человек? И почему нам рассказывает Господь о нём такую страшную, такую пронзительную на самом деле притчу? Потому что мы все с вами знаем, что это было одно из самых значимых мест в Евангелии. Только не всегда знаем, почему так значимо это место. Во всяком случае, наверное, не потому, что он был рачительным хозяином. Но, смотрите дальше, что он делает, разбирая старые житницы и сооружая новые. Он начинает разговор со своей душой. Он говорит: есть у тебя, душа, много богатства и на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись! Жизнь, которая есть наше предстояние перед Богом, жизнь, которая есть наш разговор с Богом, наш ответ Богу на Его любовь, молитва, которая есть наш разговор с Богом, он превращает в разговор с самим собой. Вот где тот тупик, в который попадает этот человек. Вот почему на его судьбу обращает наше внимание Господь. И, действительно, так очень часто бывает в жизни, что когда всё становится благополучным, когда жизнь устраивается  и когда, казалось бы, наступает время, чтобы работать, трудиться, помогать другим, чтобы выращивать детей, внуков и правнуков, чтобы строить что-то вокруг, человек в это самое благословенное время попадает в тупик. Потому что превращает разговор с Богом в разговор с самим собой, потому что он поклонение Богу превращает в поклонение самому себе и своему благополучию. Это очень разрушительно. И может это произойти, дорогие братья и сестры, не  только с тем богатым землевладельцем, о котором нам рассказывает сегодня Господь в Евангелии. Это может произойти с каждым и каждой из нас, хотя наше небольшое благополучие, наверное, не сравнить с благополучием такого рачительного и успешного хозяина. Вот что бывает с тем, кто в себя, а не в Бога богатеет, говорит Господь, обращая наше внимание на то, что плохо не благополучие само по себе, но плохо, когда мы это благополучие направляем на самих себя, не делаем его источником блага для других, не делаем его источником новых возможностей для других, не делимся им, а направляем его на себя. А ведь делиться, братья и сестры, можно не только деньгами. Проще всего, конечно, делиться деньгами, проще всего. Но можно делиться и знаниями, и любовью, и временем, и очень многим другим. Щедро делиться тем, что нам Бог дает, тем, чем нас Бог обогащает. Одни делятся знаниями, другие делятся временем, трудясь для кого-то и кому-то помогая. Третьи, конечно же, делятся деньгами, что тоже очень важно, потому что именно на этом всю историю зиждется благополучие человечества. Ведь кто всегда строил больницы, детские дома, дома для престарелых? Да, конечно же, не государство! У государства, у самого процветающего, на это денег никогда не хватает. Это всегда строили, за границей строят и теперь, и в России начинают строить богатые люди, которым Бог дал трудолюбие, дал Бог коммерческие таланты, дал Бог богатство. Вот они начинают сооружать больницы, как наша московская Солдатенковская больница, которая теперь Боткинской называется, и которые строили и Рябушинские, и Оловянниковы и многие другие богатые купцы, и не такие богатые, и не такие известные. Вот то, что они делились этим, обогащало других людей и давало им какие-то новые импульсы в их жизни, в их труде на пользу людям. А кто-то другой делился своими знаниями – врачи, учителя, педагоги, музыканты, композиторы, художники, писатели, журналисты, артисты и т. д. И вот чем щедрее делится своими знаниями, своими богатствами человек, тем больше ему даёт Бог. И удивляемся мы порой, почему человек, уже не молодой, попросту старый, почему человек, уже больной физически, казалось бы, мало к чему способный, почему у него так много получается. Потому что даётся ему, несмотря на отсутствие, казалось бы, физических сил и других возможностей, потому что он делится знаниями, а в конечном итоге – любовью. Потому что, на самом деле, если мы будем делиться и даже щедро делиться, но при этом не делиться любовью, у нас всё равно ничего не получится.

Вот о чём говорит нам Господь в сегодняшней удивительной притче, ориентируя нас на то, чтобы жизнь наша была не разговором с самим собою, но предстоянием перед Богом, благодарением Богу и нашим ответом Богу на  всё то, что Бог даёт нам.             

Вот о чём мне хотелось сказать вам, братья и сестры дорогие, сегодня.

Да хранит, да укрепит, да благословит вас Господь!