1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Торжество Православия

(Ин 1: 4351)

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали: «Отселе увидите небо отверстым и ангелов Божиих нисходящих и восходящих от Сына человеческого».

Небо отверстое, распахнутое небо – это удивительный образ наших личных отношений с Богом, личных отношений с Богом каждого и каждой, когда мы особенным образом чувствуем Его присутствие. И чувствуем, что Тот Самый, Кто сотворил небеса, и Тот, от Кого вся эта красота распахнутого неба и горных вершин, вся красота цветов и водных потоков, та красота, о которой так хорошо говорит 103-й псалом (который вы все помните), и Тот, Кто присутствует в нашей боли и в боли тех людей, которые нас окружают, и Тот, с Кем мы остаёмся один на один в ночные часы для нашей молитвы, – мы чувствуем, что это – Тот же Самый Бог.

Вот это открытие, которое когда-то сделал, поднявшись на Вентозу, Петрарка, когда он читал там, высоко в горах, Августина и вдруг почувствовал, что Бог его сердца – это Бог, сотворивший небеса и весь мир с его красотой, Который говорит с человеком через Иисуса словами Нагорной проповеди, Он живет в его маленьком, казалось бы, никудышном сердце.

Это открытие абсолютного единства между миром вокруг нас и миром внутри нас – это открытие каждый делает по-своему. Каждый в какой-то момент своей жизни переживает что-то подобное тому, что пережил тогда Петрарка. Только великий поэт смог об этом рассказать, а нам часто рассказать об этом не удаётся. Вы знаете, за долгие годы я слышал множество – на исповеди, и просто в разговорах доверительных, – потрясающих рассказов об этом же самом, о чем говорит нам в сегодняшнем Евангелии Иисус и о чем рассказал Петрарка в своём письме.

Когда Иисус говорит странные слова, которые не может объяснить ни один комментатор: «Ещё пока не позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я уже видел тебя», – возможно, этими словами Иисус напоминает Нафанаилу о мгновении переживания им Божьего присутствия. И когда Иисус ему это говорит, Нафанаил сразу понимает, Кто перед ним…

Повторяю, что в жизни каждого из нас бывают какие-то особенные пронзительные моменты, когда Божие присутствие мы чувствуем абсолютно отчётливо. Потом эти моменты уходят, и мы вспоминаем очень часто о них, как о самом главном событии нашей жизни, хотя, казалось, ничего не было. Но это мгновение остаётся в нашей памяти на годы. Наверное, очень важно понять и почувствовать, что, действительно, мир абсолютно внутренне един, и та красота, которую мы видим вокруг, красота летнего леса и горных вершин, красота цветов и полей, и то, что есть внутри каждого и каждой из нас, та боль, которая присутствует в человеческом сердце, прежде всего, в сердце того, кому сегодня плохо, кому я бы мог чем-то помочь, хотя бы добрым словом, но не помог, что всё это исходит от одного источника – от Бога. И всё это каким-то теснейшим образом связано одно с другим.

Когда мы постигаем внутреннее единство мира, когда мы понимаем, что это тайное внутреннее единство бытия, тогда мы действительно находим ключ ко всему в жизни. Но ключ этот, конечно, может быть найден только одним путем – через нашу личную Встречу со Христом. Вот через такую личную встречу, которая состоялась у Нафанаила, которую пережил Нафанаил, и о которой почти без слов рассказано в сегодняшнем Евангелии. Потому что мы так и не знаем, а что же такое они пережили, Нафанаил и Иисус, о чём напомнил Иисус Нафанаилу, и что переживал Нафанаил в это время. Вот то, что соединило Иисуса с Нафанаилом, остаётся за кадром. И то, что соединяет нас с Иисусом – у каждого это своё. И никогда этот момент встречи, переживаемый нами (и дай Бог тем, кто ещё не пережил, пережить его), не тиражируется – он всегда уникален. И сколько ни живет людей на земле, всегда у каждого встреча эта происходит особенным образом. И именно поэтому в Евангелии то главное, как нам кажется, о чём напомнил Иисус Нафанаилу, так и не высказано в словах. Поскольку это главное настолько лично, что о нём, действительно, не расскажешь.

Надо в эти дни Великого поста стараться через молитвенное чтение Евангелия, и через добрые дела, и через те обязательства, которые мы все берём на себя в дни Великого поста, что-то непременно сделать за эти недели. Давайте постараемся через эти труды молитвенные и труды на благо друг друга пройти какие-то шаги по той лестнице, о которой тоже сегодня в Евангелии только напомнил, только намекнул Иисус. По той лествице, или лестнице – как хотите, которая ведёт нас к Богу и по которой каждый из нас со ступеньки на ступеньку поднимается по трудной, но удивительно прекрасной дороге.

Одна дорога никогда не повторяет другую. И вместе с тем все мы, каждый идя абсолютно уникальным путём, идём к Богу вместе, друг друга поддерживая, друг друга подхватывая, друг друга подстраховывая. И в этом, наверное, удивительный парадокс христианства – в соединении предельного индивидуализма с предельным чувством локтя всех и каждого. В человеческих учениях выбирают либо один, либо другой полюс: либо полюс индивидуализма, либо полюс коллективизма. А вот у христианства, у Иисуса эти два несовпадающих полюса объединяется в нечто такое абсолютно целое, неразделимое. Абсолютный, полный, предельный индивидуализм наших личных и неповторимых, уникальных, отношений с Богом с тем чувством локтя, с тем чувством всех и каждого, которое нас объединяет в церкви, которое делает нас, христиан, разбросанных по всему земному шару, единой семьей и абсолютно родными братьями и сестрами друг другу.

В этом и заключается, может быть, одна из главных тайн христианства, к которой даёт нам прикоснуться Господь во время богослужения, во время чтения Евангелия и вообще в любой момент нашей жизни, потому что главное – это узнавать Бога во всём.

Вот что мне хотелось вам сказать, дорогие братья и сестры. И давайте сейчас, завершая Таинство Евхаристии, почувствуем и уникальность личных отношений каждого и каждой из нас с Богом и то, насколько в Боге мы едины.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!