1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Услышать голос Божий в себе

Мф, 10:16-22

В сегодняшнем Евангелии, братья и сестры, говорит нам Господь о том, что в трудные минуты нашей жизни, когда нам придётся отвечать за нашу веру и за наши убеждения, не мы сами будем говорить, но Дух Отца нашего, живущий в нас, он возглаголет. О действии Духа Святого в нашей жизни говорит сегодняшнее апостольское чтение. Святой Павел в Послании к римлянам напоминает нам о том, что все водимые Духом Божьим, суть сыны Божии, потому что вы не приняли духа рабства, говорит апостол, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа, «ожидая усыновления, искупления тела нашего», взывая: Авва Отче

Напоминаю вам ещё одно место из Послания к римлянам, где апостол говорит о том, что мы сами не знаем, о чём молиться, но Сам Дух Святой молится в нас воздыханиями неизреченными. Дать возможность Духу Святому работать в нас – это очень большая задача для человека, потому что часто мы заглушаем этот внутренний голос, который в нас говорит. Мало таких людей, как Сократ, который называл этот внутренний голос словом даймонион. Он жил до Христа, был греком и, разумеется, язычником, хотя осудили его на смерть именно за то, что он не почитал языческих богов, – вот Сократ, он чувствовал этот внутренний голос. Называйте это, как хотите: голосом совести или голосом Духа Божьего, в нас живущего, или каким-то другим словом, но, наверное, самое главное – слышать этот внутренний голос, потому что очень часто мы слышим свои мечты, мы слышим фантазии, мы слышим то, что нам хотелось бы, или, наоборот, в силу какой-то перевёрнутости нашего сознания, то, что нам не хотелось бы: голос каких-то страхов, фобий. Но вот голос Божий мы очень часто не умеем в себе услышать. А это, наверное, самая важная задача в жизни, потому что, когда мы слышим этот внутренний голос, то тогда всё, несмотря на испытания, на болезни, которые, вообще, могут работать, казалось, исключительно против нас, несмотря на всё это, оказывается, что мы побеждаем, что мы выходим из любых испытаний не сломленными, но наоборот. И будем учиться вслушиваться в то, что Бог говорит в глубинах нашего «я». Будем учиться той тишине, которая помогает услышать голос Духа Святого. И, наверное, действительно, этой тишине нас учит прежде всего природа, а во-вторых, или наоборот, прежде всего, жизнь среди людей, которым нужна наша помощь, которым больно, а во-вторых, природа. И поэтому понятно, что иной раз и теперь уходят монахи, далеко-далеко в горы. Я очень люблю описание монастырей на Ближнем Востоке, которое оставил Шатобриан в своих записках о путешествии по Востоку. Это высоко где-то в горах находящиеся маленькие монастыри. Он с такой наивностью европейца говорит: монахи находили самые живописные места, чтобы строить монастыри. Да нет, конечно, они искали места совсем не живописные, но всего лишь труднодоступные. Но оказывались эти места и удивительно живописными. Или знаменитый Метеора, монастыри высоко на черных каменных скалах в Греции. Одна наша прихожанка недавно как раз там была, принесла замечательные фотографии оттуда. Так вот, это места, где, кажется, близко Бог. Совсем не обязательно ехать в Сирию или в Ливан, совсем не обязательно лететь в Грецию. Нет, эти места есть и здесь, в Подмосковье, и даже в пределах города Москвы. Внутри кольца окружной дороги есть совершенно прекрасные места, где сохранился живой лес, где удивительные огромные деревья. Вы знаете, даже смешно сказать – где-то там, в двух шагах от Селезневки, от той старой каланчи, Екатерининского садика, там, где памятник Суворову, там прекрасное озеро, птицы, уточки с утятами и т.д.

Вот, с одной стороны, источник той тишины, в которой мы начинаем слышать голос Божий в нашем сердце, и, с другой стороны, этот же самый источник находится там, где есть человек, которому сегодня необходима моя помощь, которому необходимо, нет, не нужно, не важно, но именно необходимо, чтобы я пришёл и что-то для него сделал. Ну и вот, когда, уставший, уже в одиннадцатом часу ночи добираешься до стула, постели, кресла – всё равно до чего, вот тут тоже Этот голос слышишь. Поэтому, братья и сестры, давайте прислушиваться к тому, что говорит нам бог из глубин нашего Я. Но только будем помнить, что Этот удивительный и чудный голос можно легко спутать с голосом наших фантазий. И для того, чтобы этого не было, камертоном для этого и являются те какие-то малые добрые дела, которые мы можем кому-то сделать. Сделал, устал, забыл. Главное, забыть, что сделал, чтобы не гордиться, не говорить: вот я такой, я такая! И после этого из глубин моего усталого существа со мной заговорит Бог. Давайте стараться слышать хотя бы иногда этот удивительный голос, потому что он настраивает всю жизнь совершенно по-другому. И, действительно, только он, Голос Бога из глубин моего сердца, изменяет каждого и каждую из нас. Давайте помнить об этом.

Бог вас всех благословит!