1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

В канун Богоявления

В сегодняшнем Евангелии говорится о том, как пришёл на Иордан Господь Иисус Христос, чтобы креститься от Иоанна. Евангелие, в котором говорит нам Иоанн Предтеча о том, что он крестит водой покаяния, но грядёт за ним Тот, Кто будет крестить Духом Святым и огнём. И именно этому торжеству крещения Духом Святым и огнём и посвящён сегодняшний праздник. Праздник радостный  и праздник, ввергающий нас в трепет. Праздник страшный в том смысле, что Божие присутствие страшно своим всеопаляющим действием. Страшно, но прекрасно; страшно, но радостно; страшно, но удивительно; страшно, но белоснежно.    Когда мы говорим «страшно», то мы должны понять, что в него вкладывается в Священном Писании совсем не тот смысл, который вкладываем мы в быту, когда говорим о том, что пугаемся того, что страшно. Нет, с Богом, конечно, не пугаемся, перед Богом мы испытываем тот радостный трепет, который помогает нам принять в себя дар Духа Святого и стать другими, обновиться и всё время обновляться, и всё время, отказываясь от худшего, отказываясь от слабости, отказываясь от страха, бесстрашно идти вперёд, радостно вверяя себя Богу и понимая, что только в Боге жизнь обретает смысл, только в Боге жизнь становится многомерной. Только через прикосновение к дару Духа Святого мы начинаем воспринимать то сияние, которым Бог освещает  весь мир.

   Об этом, именно об этом сиянии, мы услышим с вами сегодня, во время Вечерни, когда будем читать паремии, будем читать 13 больших текстов из Ветхого Завета, слушая которые, вслушиваясь в каждое слово которых, мы с вами пройдём через главные моменты, о которых нам рассказывает Священное Писание Ветхого Завета, когда Бог являл Себя миру и людям. Поэтому очень прошу вас, братья и сестры, внимательно слушать ветхозаветные чтения, которые сейчас начнутся. Сначала 103-й псалом прозвучит с амвона, псалом о мирском бытии и о сотворении мира – «Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облекся еси». И потом паремии. Эта служба сейчас начинается Вечерней с пением гимна «Свете тихий» и с этими библейскими чтениями и затем перейдёт в Литургию Василия Великого с чтением Апостола и Евангелия, с евхаристическим каноном. И сразу после Литургии, ещё до отпуста, мы совершим чин Великого освящения воды.

   Ещё, повторяю, братья и сестры, что библейские чтения сегодняшнего дня – они такие богатые, такие удивительные, они такие прекрасные, такие глубокие и духоносные, что я призываю вас внимательно вслушиваться в каждое слово Священного Писания, которое будет звучать сегодня. На самом деле только три раза в год богослужение бывает таким библейским: в дни Страстной седмицы, в преддверии Святой Пасхи, под Рождество и сегодня, в канун Богоявления. Как видно, оно всё – богослужение – пронизано библейским словом. Поэтому я призываю вас вслушиваться буквально в каждый звук того Писания, которое Бог устами Своих пророков обращает к нам и которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоосторого.

(перед причащением): «Да веселятся  небеса, да радуется земля, да отрыгнут горы веселие и холмы радость!»

    Сегодня с этими словами обращается к нам святой пророк Исайя в удивительном пророчестве, которое звучало в начале Божественной Литургии. И мы с вами, такие слабые, такие немощные, мы с вами, такие грешные и недостойные, но приходит Господь, и грехи, которые, как говорит пророк, как багряная,  омывает нас и делает белоснежными, как снег. Так вот, давайте дадим Богу действовать в нас. И тогда мы с вами из сильных станем крепкими, из больных мы станем стойкими и поэтому здоровыми. Может быть, не в чисто медицинском, но гораздо более глубоком смысле этого слова, здоровыми, полными внутренних сил. И полными того света, который нам дает Господь.

   А сейчас давайте будем молиться об этом, подходя к Святой Чаше в благоговении и молчании. И сразу после того, как будет закончено, совершено причащение Святых Тайн, мы с вами проходим в южный придел, где начинается прямо до отпуста Литургии Великое водоосвящение. И потом уже заканчивается Литургия, мы даём крест.

   Бог вас благословит и укрепит. И я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь.