1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Великий Вторник

Литургия (Мф 24: 36 – 26: 2)

 

Сейчас мы совершим Вечерню, хотя до вечера очень далеко. Но такая сложилась практика, что постом Вечерня совершается в утреннее время – Вечерня с чтением 103‑го псалма, где говорится о сотворении мира, где говорится о том, как солнце познаёт запад свой. Затем мы будем петь гимн «Свете Тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго». Это совершенно особенное песнопение Великого поста, наполненное глубоким чувством чистого покаяния, чистого, как вода в горной реке. Уже сегодня и завтра мы поем этот гимн, из псалма составленный. А в четверг будет совершена Литургия полным чином, а в Литургии Преждеосвященных Даров последние два раза мы услышим в этом году песнь: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою; воздеяния руку моею, жертва вечерняя» (Пс 140: 2).

Есть в этом псалме замечательные слова: «Положи хранилище устом моим» – дай мне быть не скорым на уста, потому что устами мы и осуждаем, и обижаем, и делаем очень многое из того, чего не надо бы делать. И затем Вечерня заканчивается, как Литургия, и мы причащаемся Святых Христовых Таин.

Сегодня, в отличие от обычной Литургии Преждеосвященных Даров, мы будем читать Евангелие во время нее – большой фрагмент из Евангелия от Матфея, и постараемся вслушаться в каждое слово и принять его в глубины сердца.

Мы всегда просим вас, братья и сестры, чтобы в течение поста вы прочитали все четыре Евангелия. Но если не успели, то давайте за эти последние дни постараемся прочитать, начнем с сегодняшнего, литургического, Евангелия. Повторяю – вслушиваясь в каждое слово и каждое слово принимая именно глубоко в сердце, чтобы слово евангельское, как семя, падало в наше сердце и прорастало, и приносило плод. Вот это, мне кажется, очень важно.

Бог вас всех благословит! Будем вместе совершать Вечерню.

Простите и благословите меня, братья и сестры.

 

***

Братья и сестры, остались последние и самые значимые дни Великого поста, когда мы шаг за шагом проходим вслед за Господом нашим Иисусом Христом по улицам Иерусалима, когда мы слушаем, как сегодня, во время евангельского чтения, последние Его проповеди, когда мы участвуем с Ним вместе в Тайной Вечере в Великий Четверг, когда Господь умывает ноги Своим ученикам, а затем молится в Гефсиманском саду; когда мы проходим по дороге страстей вместе с Господом Иисусом, Которого хватают, ведут к Анне, а потом к Каиафе; которого допрашивает Пилат и осуждает на крест. И, наконец, начинается Via Dolorosa – та дорога, по которой Иисус прошел к Голгофе; та дорога, на которой, изнемогая под тяжестью креста, Он молился за всех нас, за всё человечество.

И вот сегодня мы слышали, как Господь говорит о том, чтó такое Страшный Суд. И мы узнаём, что не за то мы будем судимы, что мы молились так или по-другому, или постились так или иным образом, что мы читали те, или иные книги, и т.д. Нет, мы будем судимы за то, чтó доброе сделали людям. И вот, наверное, очень важно понять, что в христианстве три начала составляют абсолютное единство, и одно невозможно противопоставить другому: это проповедь, Литургия и диакония – добрые дела, которые совершают христиане по отношению к верующим и неверующим, служа всякому нуждающемуся, как мать Тереза из Калькутты, которая не разбиралась, кто христианин, кто не христианин, кто хороший, кто плохой, а вместе со своими сестрами служила всем.

Так вот на этом и держится христианство – на проповеди, Литургии и диаконии – служении милосердия. К счастью, Господь нам сегодня дает возможность совершать эти добрые дела. Мы можем помогать разным людям, хотя это порой тоже бывает непросто.

Братья и сестры, я призываю вас задуматься над тем, как мы можем помогать людям: кто личными усилиями, временем, кто деньгами и даже малыми деньгами, кто молитвой, кто каким-то другим образом. Потому что без добрых дел наша молитва, наше участие в Литургии, чтение Евангелия не будут полноценными – это уже не будет жизнью по Евангелию. Мы должны не просто читать слово Божие, но жить сообразно тому, как зовет нас к этому Господь.

Мы слышали сегодня притчу о десяти девах, пять из которых были мудрыми и пять, как говорится в славянском тексте, – юродивыми или попросту, как говорится по-гречески – глупыми они были. Так вот, мудрые девы, взяв с собой светильники, наполнили еще и сосуды маслом для того, чтобы добавить его в светильники, когда они начнут угасать. А глупенькие забыли о том, что надо взять с собой масло, и светильники их стали угасать. «Полунощи же вопль бысть: се, Жених грядет». Мы поем песнь, отталкиваясь от этих слов Евангелия: «Се, Жених грядет в полунощи. И блажен раб, егоже обрящет бдяща».

Так вот, пять дев оказались со светильниками, полными масла, а другим пяти пришлось бежать к продающим и покупать масло, потому что, когда они обратились к мудрым девам, те сказали: мы не можем с вами поделиться – тогда не хватит ни вам, ни нам.

На первый взгляд странное решение мудрых дев – не поделиться елеем. Но, братья и сестры, есть вещи, которыми нельзя поделиться с другим. Это наша честность, это наша чистота, это многие другие качества, которых иной человек достигает в течение жизни. Он, может быть, и хотел бы поделиться этим с другим, но это невозможно: каждый из нас должен это делать сам. Каждый из нас должен очиститься от греха, каждый из нас должен почувствовать в себе хоть сколько-то ту чистоту, которую нам дает Господь. Каждый из нас должен хоть сколько-то пережить то горение сердца, о котором говорят апостолы. Когда они в Эммаусе встречают воскресшего Иисуса, они восклицают: «Не горело ли в нас сердце наше?» Вот этим горением сердца тоже нельзя поделиться. Сердце должно само загореться. Поэтому, братья и сестры, будем стараться, как мудрые девы, брать с собой елей: будем стараться «запасаться» добрыми делами, достигать чистоты и жить по совести каждое мгновение нашей жизни.

Я уже говорил об этом в воскресенье, но скажу еще раз, что очень важно, чтобы мы были христианами не только в воскресные дни или на Пасху и Рождество, а чтобы каждое мгновение нашей жизни мы помнили, что мы ученики и ученицы Иисуса, чтобы каждое мгновение нашей жизни мы переживали встречу со Христом, чтобы мы, действительно, непрестанно молились, то есть чувствовали, что Христос всегда в нашем сердце, что Христос здесь, что Он рядом. Это самое главное, потому что, конечно, по-разному складывается человеческая жизнь, и абсолютно невозможно осуждать тех людей, которые приходят в церковь только перед Пасхой, а потом пропадают на год; и вообще нельзя никого осуждать. Но, конечно, как бы трудно мы ни жили, как бы много ни было у нас обязанностей перед нашими родными, старшими и младшими, как бы ни было много у нас работы, но всё-таки нельзя исключительно раз в год прийти в церковь, нельзя только в Страстной Четверг открыть Евангелие.

Это очень опасно, потому что мы думаем, что мы христиане, а на самом деле в нас Духа Христова нет и дыхания Святого Духа мы не воспринимаем. И вот, вы знаете, я вчера обратил внимание: в одной из телевизионных передач был социолог Роман Бубин, который сказал, что более 60% нашего населения считают себя православными, но при этом максимум 10% хотя бы раз в месяц бывают в церкви, а Священное Писание читают еще меньше. Так вот, понимаете, это очень опасно – называть себя верующим, называть себя христианином, называть себя православным человеком и не быть таким, это ведь какой-то самообман. И наша задача – очень осторожно, очень нежно, очень ласково подсказывать людям, что необходимо читать слово Божие, что необходимо участвовать в таинствах церкви и причащаться. Не причащаться, не зная, что это такое; необходимо знать, что это наше участие в Тайной Вечере – причащение Святых Христовых Таин, что, как любимые ученики, мы из рук Самого Иисуса принимаем Святые Таины на Тайной Вечере во время каждой Литургии. Очень важно, чтобы люди это знали.

Я понимаю, что значительно проще проповедовать в стенах храма, чем вне стен храма. Но задача всех нас – священников, мирян, – очень осторожно, деликатно, нежно подсказывать нашим друзьям, родственникам и знакомым, что всё-таки это важно – взять в руки Евангелие и начать его читать, и начать вслушиваться в эти слова жизни, как говорит апостол Петр. И когда человек начнет читать слово Божие, он постепенно начнет втягиваться в жизнь благодати и, наверное, даже придет в церковь. Я думаю, что вот этот первый шаг надо помочь человеку сделать – дать ему Евангелие, помочь начать его читать. Слава Богу, теперь везде можно найти Евангелие малого, большого, очень малого формата – какие угодно, которые можно носить в кармане, которые можно держать на столе; и с параллельным текстом – русским и славянским.

Вот раньше был хороший обычай в нашей стране и в других странах – дарить Евангелие друг другу, вне зависимости от того, есть у меня Евангелие или нет. Когда даришь Евангелие другому, то напоминаешь о том, что это книга, которая дана нам Господом для того, чтобы мы ее читали, чтобы мы вслушивались в эти бессмертные слова, слова вечной жизни, как говорит апостол. И давайте на Пасху будем дарить нашим друзьям и знакомым не только крашеные яйца и куличи, но и Евангелие, в особенности, как теперь говорят, невоцерковленным нашим знакомым и друзьям, потому что человек не обидится, если подарить ему Евангелие, но мы можем открыть перед ним новую дорогу, ту дорогу, которая ведет ко Христу, которая ведет к Богу.

Давайте об этом подумаем все вместе и помолимся, чтобы Господь умудрил нас, как проповедовать среди наших родственников, среди наших друзей и знакомых. И проживем эти ближайшие дни с Евангелием в руках. Понятно, что не все смогут придти в Великий Четверг на Литургию, потому что очень многие работают, и работу перенести нельзя. Но возьмите с собой на работу маленькую книжечку и почитайте там, как Господь наш Иисус Христос учредил таинство Евхаристии на Тайной Вечере. Почитайте это у евангелистов Матфея, Марка и Луки, почитайте у евангелиста Иоанна, как умыл Господь ноги Своим ученикам. Почитайте в Первом послании к коринфянам, в 10‑й главе, о том, как вспоминает апостол Павел, по рассказам других апостолов, как учредил Господь таинство Евхаристии на Тайной Вечере. На самом деле это пять текстов – у трех синоптиков и у евангелиста Иоанна об омовении ног и у апостола Павла – о Евхаристии. И вот это надо будет обязательно прочитать в Четверг.

Ну, а вечером, на Двенадцать Евангелий, уже многие смогут придти после работы. Если не получится, не отчаивайтесь, потому что в любом издании Нового Завета, которое делается для православных христиан, есть список Двенадцати Евангелий. Значит, можно, начиная с первого отрывка из Евангелия от Иоанна: «И прославися Сын Человеческий», и все остальные одиннадцать прочитать дома, помолиться. Это тоже не так плохо. Мне кажется, что это очень важно, чтобы мы жили, прижимая Евангелие к сердцу, жили, читая и вчитываясь в эту книгу. Очень больно бывает слышать на исповеди, как кто-то говорит: я не успеваю читать Евангелие. Я думаю, что лучше не успеть сделать что-то в другой области, а хотя бы по две-три строчки из Евангелия прочитывать. А отец Александр Мень говорил: главное – хотя бы три евангельских строчки прочитать, если уж совсем нет времени. Эти три строчки окажутся тем смыслом и светом, который наполнит и осветит сегодняшний день.

В субботу, братья и сестры, будет совершаться Литургия, на которой читается 28‑я глава Евангелия от Матфея, где рассказывается о том, как воскрес Христос. Вообще начало 28‑й главы только один раз в год читается в церкви – только в Великую Субботу. Это древний чин Литургии, и у нас, христиан Востока, эта служба совершается утром в субботу, хотя начинается Литургия с Вечерни. У христиан Запада она совершается в субботу вечером. В общем, это уже пасхальная Литургия, после нее будут освящаться куличи и пасхи.

Но, конечно, очень важно, чтобы мы не просто принесли кулич. Знаете, тысячи и тысячи людей приносят куличи в церковь, а если спросить у них, где написано, что Христос воскрес, чтó происходило, они не знают. И если каждый из нас будет миссионерскую деятельность вести хотя бы среди своих друзей и знакомых, но я повторяю: не нажимая, не давя, как танк, не наступая агрессивно, а нежно, ласково, осторожно, то мы откроем людям новую жизнь. А это так прекрасно, когда человеку, который еще вчера не был верующим, открывается новая жизнь и новые перспективы. Это так удивительно – это лучшее, что может быть в жизни, когда ты приведешь человека ко Христу, когда понимаешь, что он действительно стал верующим, стал христианином. По-моему, лучшего подарка каждому из нас невозможно желать!

Простите, братья и сестры, что я так долго сегодня говорил, но мне хотелось с вами поделиться сокровенным, хотелось поделиться с вами тем, что на сердце. Сейчас мы с отцом Александром дадим вам крест и будем разбредаться – кто на работу, кто домой.

Да благословит, да хранит, да укрепит вас Господь!