1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Вознесение Господне

Литургия (Лк 24: 36–53)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Удивительный и странный этот день – праздник Вознесения Господня! Праздник, когда вспоминаем, как зримо уходит Христос, как Он возносится на небо для того, чтобы быть вместе со всеми нами. Небо в Священном Писании – это образ Бога. А ведь небо везде над нами и Христос везде, где бы мы ни находились: в церкви, или дома, или в дороге, или в другой стране, – в Европе, в Азии, в Америке, в Австралии – везде Христос, везде Небо, везде ждет нас Господь. Вот это, дорогие братья и сестры, главное содержание нашей жизни: Христос рядом, Христос здесь, Христос с нами. Наверное, важнее всего, чтобы мы всегда это чувствовали. Как говорит Он Своим ученикам и нам с вами: «Я остаюсь с вами во все дни до скончания века». Я остаюсь, вот это εγώ μεθ' υμών ειμί. Это значит – именно здесь Я остаюсь, присутствую. Я тут, Я рядом с вами во все дни до скончания века.

Очень часто мы размениваем нашу веру на какие-то мелкие вещи – на какую-то съеденную или не съеденную котлету, на какой-то не так брошенный взгляд, на какое-то не так пережитое то или иное число в календаре. Бывает, люди говорят, что давно не были в церкви из-за работы или из-за того, что ухаживали за больным, или сами были в больнице. Но ведь если мы не приходим в церковь, это еще не значит, что мы отрываемся от Бога.

Владимир Сергеевич Соловьёв, который был великим христианским мыслителем и великим христианином в России, вообще редко бывал в церкви. И это не делало его христианином меньше, потому что он знал, чтó такое – жить в Боге, чтó такое прикосновение Божьей десницы, как жить каждое мгновение жизни, ощущая присутствие Божие. Вот это главное. И очень важно, чтобы никакая сила не могла оторвать нас от Бога.

Бывает так, что человек не может поститься по состоянию здоровья, потому что у него какая-то болезнь, которая требует, чтобы он ел бульон или молочную пищу. Но разве это может оторвать от Бога?! Разве это может построить преграду между Богом и человеком? А мы с вами, братья и сестры, всё время занимаемся этим. Мы всё время находим какие-то мелочи, из которых строим преграды между нами и Богом. Мы, в конце концов, превращаемся очень часто в каких-то фарисеев, которые разменяли веру в Бога на соблюдение тех или иных правил и ритуалов.

Больше Бога пускать в жизнь, в каждое мгновение, что бы мы ни делали дома, с детьми, внуками, правнуками, на работе, на улице, где бы ни находились – в деревне, в городе, в поездке, в другой стране, везде пускать Бога в жизнь, везде Бога больше чувствовать, потому что везде с нами Христос. И во Христе нам открывается всегда Путь, Истина и Жизнь.

Праздник Вознесения – это праздник всеприсутствия Христова в нашей жизни, полной открытости Господа всему миру, каждому человеку, каждому из нас, где бы мы ни были и что бы мы ни делали. Только одно отлучает нас от Бога – наши злые дела. Не будем делать ничего злого, будем стараться вырастать из нашей злобности, и тогда ничто не отлучит нас от нашего Господа.

И вы знаете, что еще мне хочется сказать? Очень часто люди говорят, что не успевают прочитать молитвенное правило. Но гораздо реже мы переживаем о том, что не читаем Евангелие. Мы как-то затыкаем уши. Христос нам говорит, а мы затыкаем уши. И опыт показывает, что человек, который читает Слово Божие, не может не молиться, потому что молитва рождается сама из чтения Слова Божия. А мы очень часто избегаем читать Слово Божие. И говорим: вот молиться я еще успеваю, а Евангелие я не читаю, а Библию читать не успеваю. И что же тогда получается? Молитва человека, который не читает Евангелие, пуста, суха, это только прочтение слов, потому что мы говорим в пустоту, когда мы читаем молитвы, не прочитав перед этим Евангелие, не вслушавшись в то, чтó нам Сам Бог говорит устами пророка или устами Своего Возлюбленного Сына.

Мы удивляемся, почему у нас такая сухая молитва. Почему мы не молимся с радостью и слезами? Почему мы просто вычитываем правило, почему нам трудно читать правило, почему нам не дается правило? Да по одной только причине: потому что мы от себя отталкиваем Слово Божие и обращаемся в молитве не к Богу, а в пустоту. Потому что молитва наша человеческая может быть только ответом на то слово, которое обращает к нам Бог. И вот когда наша молитва будет ответом на Слово Божие, ответом на то, чтó мы слышим, читая Священное Писание, тогда она будет живой, вот тогда каждое мгновение молитвы – это будет, действительно, встреча с Господом, вот эта вознесенская встреча, когда Христос, который только в Палестине был вместе со Своими учениками, вдруг оказался везде, – в любом городе, в самом отдаленном поселке, на самом отдаленном острове.

Христос возносится для того, чтобы быть везде с нами, куда бы нас ни занесла судьба.

Вы вспомните книгу отца Александра Меня «Сын Человеческий». Ничто не заменит Евангелия, говорит отец Александр. Тысячи книг написаны, говорит он, о Евангелии, о Христе, но ничто не заменит Евангелие. И книга эта, которую я предлагаю, говорит наш дорогой батюшка, она только к тому призвана, чтобы помочь прочитать Евангелие каждому и каждой самостоятельно. И вот это, наверное, самое главное.

Вы подумайте, сколько было написано книг в древности, на Востоке, египтянами, ассирийцами, филистимлянами и другими разными народами древнего Востока. Сколько было написано книг римлянами и греками. И какой огромный процент из этих книг был утрачен, погиб, потому что не было книгопечатания, книги хранились только в рукописных экземплярах. Поэтому они погибали, исчезали. От многих книг в античной литературе остались одни названия. Мы знаем названий в десять раз больше, чем сохранилось книг. А книги Слова Божия, несмотря на всё это, до нас дошли. Вы подумайте: это само по себе уже чудо, что Евангелие, записанное на каких-то клочках папируса, сохранилось, что христианам его удалось сохранить для нас, что у нас есть Слово Божие, что оно обращено к нам.

И повторяю, братья и сестры, через чтение Слова Господь воспламеняет наши сердца, и тогда рождается жаркая и полная любви молитва к Богу, которая освещает всю нашу жизнь.

Вот что мне хотелось, братья и сестры, сказать в этот замечательный, в этот удивительный и прекрасный день.

Конечно, не все успели исповедаться, говоря со священником с глазу на глаз. Но, братья и сестры, помните, что вы были все на исповеди не так давно. И поэтому те, кто в течение Великого поста и пасхального времени исповедался, конечно же, могут сегодня причаститься Святых Христовых Таин. Потому что как это не причаститься в такой удивительный день? Как это не принять участие в Тайной Вечере, когда Христос сегодня везде, когда весь мир встретил Его в день Вознесения?!

Поэтому давайте, у кого на сердце есть что-то такое, что необходимо исповедать, мы молча скажем об этом нашему Господу, как мы говорим: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, а я, священник, только свидетель. Вот Он и стоит перед нами, и мы смиренно исповедуем Ему наши грехи для того, чтобы получить прощение. И прощает, разрешает нас Господь от всех грехов, а я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

И ждет нас вознесшийся Христос, вознесшийся для того, чтобы быть всегда с каждым и каждой из нас везде. И даже если «воз[ь]му криле мои рано и вселюся в последних моря – и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя». Вот об этом именно говорится в псалме 138‑м. Ждет нас Христос, и как же счастливы мы, что живем во времена Нового Завета!