1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Богу – Богово, а кесарю – кесарево

Литургия, Мф 9: 14-17

 

С праздничным днём, дорогие братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Будем всегда стараться уповать на Бога и исповедаться Ему. Будем всегда стараться в трудные и в очень трудные, и в радостные дни нашей жизни всегда держаться за Бога, потому что только в Боге наша сила. Вот это очень важно, наверное, братья и сестры, не подменять упование на Бога упованием на нечто человеческое, что часто с нами бывает, когда мы, отменив заповедь Божью, уповаем на какие-то предания человеческие. И нам кажется, что в них-то и наше спасение, в них-то и наша сила. В каких-то, может быть, очень благочестивых и добрых установлениях прошлого. Но все-таки надо помнить, что это только установления прошлого, в отличие от живой связи с Богом, которая всегда держит, и укрепляет, и вдохновляет нас. Поэтому вот что главное: чтобы всё-таки Господь был всегда приоритетом, чтобы не вытесняло в нас нечто человеческое Христово присутствие в нашей жизни и через Возлюбленного Сына присутствие Самого Бога и Отца. Вот об этом надо как-то всегда помнить, об этом надо всегда думать и это всегда иметь в виду. Потому что, конечно же, даже в теперешние времена, когда власть проявляет видимые знаки внимания к вере, власть на самом деле всё время занята подменой, она всё время подменяет веру в Бога чем-то таким национально-патриотическим. И это очень опасно, потому что Богу – Богово, а кесарю – кесарево. И наша вера, она вселенская, наша вера, она всемирная, наша вера, она исключительная и ни с чем не сравнимая. И поэтому очень опасно, когда вера в Бога подменяется простым земным, может быть, очень хорошим, но человеческим патриотизмом. А ведь именно этот курс взят вот теперь.

И, повторяю, братья и сестры, я считаю, что это ставит церковь, ставит нас, верующих, в очень уязвимое положение, потому что из веры в Бога хотят сделать такую идеологию, и идеологию, очень, на самом деле, опасную, потому что в ней как бы истина присутствует, но присутствует в грубо искажённом виде. Поэтому давайте всё-таки не поддаваться вот на те, как сказать, как бы якобы христианские, якобы православные передачи, которые часто появляются на телевизионных экранах, на якобы православные жесты власти. На них ни в коем случае поддаваться, конечно, нельзя, потому что можно потерять Бога, можно потерять главное, понимаете. И мне приходилось сталкиваться с такими людьми, для которых вот существуют, там, русские святыни, существуют русские религиозные традиции, какие-то русские религиозные обычаи, но при этом нету Евангелия, но при этом нету Христа, но при этом нету вот этой всепронзающей и всепрощающей любви Божией, которая, действительно, преображает нас, которая удивительным образом отрывает нас от земли и возносит на небо и которая укрепляет нас в самые трудные моменты жизни. Потому что, знаете, жизнь человеческая, ведь она очень не проста, и иногда в этом особенно убеждаешься, потому что иногда вот с болью человеческой вдруг начинаешь сталкиваться лицом к лицу тоннами, что называется. И эта боль человеческая, она облегчается, она становится переносимой, только когда есть это живое и непрекращающееся Богообщение в нашей жизни. Вот то, чему учит митрополит Антоний, когда мы живём в состоянии встречи, в измерении встречи с Богом через Иисуса Христа. И вот это, братья и сестры, конечно, чрезвычайно важно.

И поэтому давайте помнить, что «доколе с нами Жених», как говорится в сегодняшнем Евангелии, доколе с нами Христос, наша задача не отрываться от Христа, наша задача быть всецело Его учениками. И не подменять ученичество у Иисуса каким бы то ни было другим ученичеством. На самом деле это чрезвычайно важно, и мы должны помнить, что мы все Его ученики, мы все идём по дороге жизни вслед за Ним. И другого пути у нас, безусловно, нету и никогда не будет. Потому что «Ты имеешь глаголы вечной жизни», как говорит апостол Петр в Евангелии от Иоанна.

Так, давайте об этом помнить, дорогие братья и сестры. И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Да, вот Миша уже убежал. Всем, кто пел, спасибо. Всё-таки наш левый хор, он отличается тем, что все певчие и регент всегда причащаются, принимают участие в богослужении и во время богослужения являются не работниками амвона, или клироса, а теми членами нашей общины, которые вместе с нами всеми совершают Божественную Литургию.

Бог благословит вас всех.