1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Чтобы сердце горело Богом

Литургия (Мк 13: 1–8)

 

Восстанет народ на народ и царство на царство, и будет голод, и будут землетрясения, и будут какие-то другие страшные знаки. В этом, прямо говорит нам Иисус, история, она всегда очень трудна и она всегда ввергает человечество в тяжёлые испытания, в войны, в другие события, когда множится человеческая ненависть, когда происходит что-то такое, по поводу чего хотелось сказать: лучше бы, чтобы всего этого не было. И я помню, что многие очень, особенно раньше, цитируя слова Тютчева «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», говорили, что лучше бы жить в эпоху менее замечательную исторически, но более спокойную. Но вот, оказывается, что во всём этом мятеже исторического дня являет Себя Бог. Потому что Иисус прямо говорит: это начало болезням рождения. Там, в греческом Евангелии, говорится – архэ одинон, а это слово означает не просто какие-то болезни, а родовые схватки, это начало болезней рождения. Через всё это являет себя Бог людям. И, несмотря на всё это, Бог обнаруживает Своё присутствие среди людей.

И вот, наверное, очень важно, переживая всё, что происходит в мире, не отгораживаясь от этого, а именно переживая всё, чувствовать в мире прежде всего Бога и Божие присутствие. Потому что это самое главное – чувство Бога. Нет никакого другого чувства в жизни более важного, более главного. И на самом деле пережить близость Божию, ощутить близость Иисусову, пережить это какое-то удивительное сродство, которое есть между каждым и каждой из нас и Господом нашим, вот это самое важное, это самое главное в жизни. Это, действительно, делает нас другими, это, действительно, даёт нам возможность родиться заново. Потому что сегодня, в наше время, например, очень часто раздаются голоса, об этом говорят министры, об этом говорят политики, депутаты и т. д., насколько важна  для России, насколько важна для страны, насколько важна для государственности православная вера. При этом, рассуждая на эти темы, они все никогда не говорят одного слова. Слово это – Бог. И вот важна-то на самом деле эта близость Божия, то, что мы ощущаем Божье присутствие. Понятно, что в большинстве своём эти люди отношения к вере в Бога не имеют. И просто они не знают, что это такое. Но вот принято сегодня так говорить, и они говорят. Но очень важно понять, что они не говорят главного, потому что главное – это Бог и Божия близость, и это её переживание нами. Потому что когда мы ощущаем Божию близость, тогда оказывается, что нет ничего страшного.

И вот так я иногда думаю, что, действительно, через какие испытания и в ХХ веке, и раньше пришлось пройти и нам, и всем нашим родителям, дедам, бабушкам, через какие испытания в других странах людям пришлось пройти. И вот до какого-то момента люди, действительно, держались, несмотря ни на что, потому что они жили в ощущении Божией близости. И вот это главное, это самое важное. Потом как-то стала уменьшаться в людях вера, и действительно, оказалось, что испытания стали безумно трудными, безумно тяжко переживаемыми только по одной причине: потому что люди перестали чувствовать близость Божию. И очень важно понимать, что история – это всегда войны, это всегда голод, это всегда испытания, это всегда какие-то трудности, политические или экономические, или какие-то другие природные катаклизмы и т. д. – это всегда  испытания. Но когда среди этих испытаний мы чувствуем Бога, мы чувствуем Божье присутствие, мы понимаем сердцем, что несмотря на всё это, Бог с нами, и мы Его чувствуем, и Он нас любит, несмотря на всё, что происходит вокруг, и страдает вместе с нами, – вот когда мы это понимаем, когда мы это ощущаем, то оказывается, что можно перенести, пережить абсолютно всё и не сломаться, и не сдаться, и не поддаться слабостям, хотя, казалось бы, что это всё непереносимо. Нет, оказывается, переносимы любые испытания, когда мы ощущаем близость Божью и когда мы переживаем чувство Бога. И понятно, что для того, чтобы ощущать близость Божью, требуется от нас очень немного – не расставаться с Евангелием, как-то вчитываясь в Евангелие, слышать в нём голос Иисуса, слышать живой голос Христа, через строки евангельского текста, и молиться просто, но от всего сердца. Может быть, без слов или почти без слов, или самыми простыми словами.

Очень часто люди спрашивают: какую молитву читать, чтобы что-то было. Дело же не в том, какие выбрать слова для молитвы, а в том, чтобы сердце открылось, чтобы сердце горело. Как, помните, апостолы говорят, возвращаясь в Иерусалим из Эммауса: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он шёл с нами по дороге и толковал нам Писание? Вот это самое важное, это самое главное, чтобы сердце горело Богом. Чтобы сердце горело Богом. И тогда оказывается, что самые простые слова, самой простой молитвы окажутся как раз этими заветными, теми главными, которые, действительно, преображают нашу жизнь.

Давайте никогда не забывать об этом и никогда не расставаться с Богом. И тогда мы, действительно, во всех сложностях, во всех испытаниях наших, в жизни нашей случающихся, несмотря на какие-то исторические проблемы, перед которыми вечно ставит нас жизнь, несмотря на проблемы со здоровьем, несмотря на проблемы финансовые, несмотря ни на что, мы не будем бояться, мы будем всегда справляться со всем, что выпадет на нашу долю, когда мы будем чувствовать Божие присутствие среди нас. Потому что это – главное.

Бог вас всех благословит!

С праздничным днём поздравляю вас, дорогие братья и сёстры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь.