1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Чудо прощения грехов

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Прощаются тебе грехи твои, – говорит Господь расслабленному, и затем исцеляет его. Исцеление это теснейшим образом связано с прощением. И для того совершает Господь в Евангелии это чудо, чтобы показать, что имеет Сын Человеческий власть на земле – прощать грехи. Люди, видя это, пугаются и прославляют Бога, давшего такую власть человеку. Именно так говорится в древнейших рукописях Евангелия: увидев это, люди испугались, их охватил страх, и они прославили Бога.

В позднейших рукописях, в тех средневековых рукописях, с которых был сделан славянский и русский перевод, там говорится: люди удивились и прославили Бога. Но вот, если мы обратимся к апостольскому тексту, то там сказано именно так: «испугались», их страх объял. Действительно, страшно почувствовать, что имеет Сын Человеческий эту власть – оставлять грехи, прощать грехи, омывать нас покаянием и возвращать нам белоснежную одежду нашего крещения. Именно об этом говорит сегодняшнее Евангелие, о том, насколько поразительно, насколько удивительно и насколько страшно Таинство Покаяния.

Я долгие годы дружил с одной старой монахиней, которая всегда говорила о том, какое во время её юности, когда-то раньше, огромное значение имело Таинство Покаяния, таинство прощения грехов. Потом, говорила она, оно заменилось какой-то беседой со священником о своих грехах. А вот когда-то это было, действительно, таинство прощения. Почему же немногословный разговор, два-три слова, сказанные исповедующимся, но Христос Сам, руками священника, совершал это Таинство прощения, омывая человека, прощая, возрождая человека. И не случайно там дальше говорится в Евангелии о том, что, прощённый и разрешённый от своих грехов, расслабленный встал. Причём, употребляется то же самое слово, которое обозначает в Евангелии воскресение из мёртвых. Он был мёртв и ожил, как говорится в Притче о блудном сыне, – пропадал и нашёлся. Именно это происходит с расслабленным. И как важно, чтобы это самое чудо совершалось с каждым и каждой из нас! Как важно, чтобы это самое чудо, чудо прощения грехов, было тем, что обновляет нашу жизнь. Может быть, не надо ходить на исповедь очень часто, может быть, не надо говорить на исповеди о каких-то житейских мелочах. Главное – другое. Главное, чтобы, действительно, рождались заново мы всякий раз на исповеди, как будто воскресая из мёртвых, как будто обретая новое дыхание и становясь, действительно, новыми людьми. «Се творю все новое», – говорит Господь. «Старое прошло, – восклицает апостол – и теперь всё новое». И давайте, братья и сестры, стремиться к тому, чтобы и мы с вами так же обновлялись, когда Господь разрешает нас от наших грехов, когда Господь прощает нас, так же обновлялись, как обновился восставший расслабленный, когда он смог, поднявшись, взять одр свой и пойти в дом свой. Давайте помнить, что это не просто какой-то технический жест священника – «прикосновение сквозь ткань руки, рассеянно крестящей», как говорила Анна Ахматова, но что это – огромное чудо, которое, действительно, вызывает в наших сердцах страх Божий, вызывает в наших сердцах этот удивительный и ни с чем не сравнимый трепет перед Богом, когда мы обнаруживаем, что Господь, оказывается, может всё, что Господь, оказывается, может возродить нас, может обновить нас полностью. Но поэтому, пережив покаяние, пережив это обновление, пережив прощение грехов, давайте, братья и сестры, не возвращаться к тому, что было сделано, не возвращаться к нашим грехам, не возвращаться к нашей греховной жизни, не возвращаться к тому, что мы исповедали и от чего простил, разрешил, освободил нас Господь. Великая освобождающая сила, которую приносит Христос в мир, – она делает удивительные чудеса! И люди, подчас раздавленные своими страстями, своими грехами, своими пороками, действительно, обновляются к новой жизни.

Как важно, чтобы вера наша, чтобы христианство было именно таким христианством обновления, христианством духовной весны, христианством расслабленного, который, когда грехи его были прощены, встал, воскрес и пошёл! Как важно, чтобы именно такой была наша вера, а не просто соблюдением тех или иных правил и установлений. И то надлежит делать, и иного не оставлять! Но очень часто правила эти и установления заслоняют от нас главное, заслоняют от нас это удивительное чудо, которое совершает Господь с каждым из нас, прощая нам наши грехи и возрождая нас к новой жизни.

Подумаем об этом, братья и сестры. И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

С праздничным воскресным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Напоминаю вам, что завтра, 1 августа, почитается память Серафима Саровского, поэтому сегодня будет совершена Всенощная, а завтра, как всегда, Божественная Литургия; в 8.30 начинается исповедь и часы читаются на клиросе, а в 9 – «Благословенно Царство». И завтра совершается Всенощное бдение на Ильин день, потому что во вторник день святого славного и всехвального пророка Илии. Всенощное бдение будет завтра в 6 часов вечера, и Божественная Литургия во вторник в 9 часов утра, как обычно. Остальные службы будут совершаться по обычному расписанию.

Бог вас всех благословит!