1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Душа молилась, и не смолкал в ней благостный звон»

Литургия

 

Братья и сестры, сейчас перед тем, как распахнутся Царские врата и Сам Христос выйдет навстречу нам, Сам Христос шагнёт к каждому и каждой навстречу для того, чтобы мы стали участниками Его Тайной Вечери, перед этим удивительным моментом давайте с вами, братья и сестры, переберём в памяти и в сердце все наши слабости и попросим у Господа прощения, мудрости и сил. Попросим у Господа мудрости для того, чтобы преодолевать наши слабости и наши грехи.

В большинстве своём наши грехи всё-таки происходят не от того, что мы закоренелые злодеи, а от нашей слабости. Поэтому именно духовная крепость, духовное мужество, сила какая-то духовная, вот это то, что нам нужно. А это можно получить только от Бога. Это не даётся человеческими усилиями. Это не даётся благодаря интеллектуальным каким-то возможностям человека. Это не даётся благодаря нашей усидчивости и т. д. Это дар от Бога. И вот поэтому наша задача главная в духовной жизни – это учиться раскрывать сердце навстречу Христу, учиться распахивать навстречу Ему наше сердце. Это, конечно, даётся, прежде всего, чтением Священного Писания и молитвой. На этих двух китах и держится вся духовная жизнь. И очень часто приходится слышать от людей, что не хватает времени на чтение Священного Писания. Слышать это очень больно, потому что на самом деле Священное Писание – это тот духовный хлеб, который питает и укрепляет нас. Когда человек не читает Слово Божие, он, действительно, духовно умирает, так начинается какая-то духовная астения, слабость, голод духовный, который переходит, действительно, в тяжёлое заболевание. Поэтому, братья и сестры, не оставляйте чтение Слова Божия, в первую очередь – Евангелия, но, конечно, и апостольских Посланий, и удивительной Книги Деяний, которую мы сейчас читаем на пасхальный период во время Литургии. Не забывайте о пророческих книгах Ветхого Завета. Не забывайте и о других книгах Священного Писания Ветхого Завета. Потому что это тот духовный хлеб, который нас укрепляет. И Господь, когда мы читаем Писание, ведёт нас, как вёл в пустыне народ Израиля огненным столпом, так и каждого и каждую из нас ведёт Господь, когда мы читаем Слово Божие.

Любите Слово Божие, не забывайте о нём. Старайтесь, может быть, даже из прочитанного в течение дня взять какой-то стих, переписать его на маленький листок бумаги и носить с собой, выучить на память. Это очень много даёт, когда мы какие-то отдельные фразы, отдельные стихи из Евангелия, из пророка Исайи, их других пророческих книг выучиваем на память и носим в сердце. Тогда они и в нашем сердце отдаются каким-то таким перезвоном и глубоко врастают в нас, преобразуя наше естество. Но, конечно, не надо забывать и о молитве, потому что не просто вычитывание молитв по книге, но именно молитва от сердца, которая есть наш ответ на то, что мы услышали от Бога. Мы читаем Писание, мы слышим, что нам говорит Бог, а в молитве мы отвечаем Богу. Поэтому не забывайте о молитве. Может быть, не так важно, чтобы молитва была долговременной, чтобы у нас уходил час, или два, или три на молитву. Пусть молитва будет краткой, но сильной. Пусть молитва будет не только утром и вечером. Но и днём в какие-то моменты, когда останавливаешься, когда вдруг появляется мгновение. Кроме того, и в дороге, и в транспорте тоже необходимо научиться молиться. Всегда старцы, из поучений которых составилась замечательная книга «Добротолюбие», они всегда говорили: идёшь ли ты куда или занят какой-то ручной работой, молись, читай молитву, краткую молитву. Как, знаете, есть в вечерних молитвах 24 краткие молитвы Иоанна Златоуста? Вот из них можно брать отдельные молитвы и читать. Из псалмов можно брать отдельные стихи, выучить их и читать, и чтобы в сердце звучало это молитвенное пение псалмов. Как когда-то В. С. Соловьёв написал: душа молилась, и не смолкал в ней благостный звон. Вот чтобы наша душа научилась так молиться, чтобы в ней не смолкал бы благостный звон. Это очень важно – постараться молиться именно так. Так что давайте подумаем об этом. И попросим об этом великом даре нашего Спасителя, потому что сейчас, в пасхальные дни, как-то мы особенно зримо переживаем присутствие Воскресшего среди нас. Понятно, что Пасха Христова – это не один день Светлой Пасхи, это не сорок дней пасхального периода, это вся наша жизнь. Потому что Христос, Воскресший из мертвых, уже не умирает, и смерть уже не обладает, как говорит апостол Павел. Понятно, что когда преподобный Серафим Саровский обращался к людям: «Христос воскресе, радость моя!» – вне зависимости от того, было это на Пасху или в какие другие дни года, это было, может быть, самое главное пророчество преподобного Серафима, потому что он говорил этим пророчеством, что Христос Воскресший среди нас всегда. Но в пасхальные дни это чувствуется как-то особенно зримо, особенно ярко.

Так вот, братья и сестры, давайте как-то вручать себя Христу Воскресшему, как жены-миронисицы, когда они бежали от пустой гробницы и увидели Иисуса на дороге, схватились за Его ноги. Вот так и мы давайте хвататься за Иисуса, вручать себя Ему, потому что в этом всё.

Братья и сестры, это даётся через чтение Слова Божьего и через молитву, о которой я постарался сказать вам сейчас.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь! попросим простить Его нас за наши грехи и слабости. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.