1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

«Готово сердце мое, готово»?

(Литургия)

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали слова нашего Господа: пустите детей и не мешайте им приходить ко Мне, потому что таких есть Царство Божие.

Мы слышали и слова о том, что тот, кто не примет Царство Божие, как дитя, тот не войдет в него. Вот это качество христианина – не ребячливость, не что-то другое, связанное с бессмысленной, бездуховной имитацией ребенка, но именно ощущение духовного детства – вот что открывает нам врата Царствия Божия. Тот, кто, как дитя, его не примет, тот в него не войдет. Так же, как дитя, – радостно, безоблачно и не задумываясь о том, как и что устроено. И вот я думаю, что вот с того и начинается отход маленького ребенка от детства, когда он задумывается над тем, как что устроено. Когда он не просто смотрит, как мама мелет кофе на мельнице: она включается, начинает работать, выключается, а как это устроено.

Вот я помню, когда я был еще совсем маленьким ребенком, у меня в альбоме была открытка, на которой были изображены мальчик и девочка. Девочка плачет, а мальчик разрезает или пытается разрезать ножницами живот у игрушечного медведя и говорит: он снаружи весь из плюша, интересно, что внутри. Так вот, с этого «интересно, что внутри» и начинается отпадение человека от детства. И на этой открытке гениально было изображено, что это начинается с того, что он потрошит живот никому никакого вреда не причинившему замечательному плюшевому мишке.

Так вот, наша задача, когда речь идет о подлинном, научиться, как дитя, не думать, что и как устроено. Наша задача – научиться у таких детей быстро прощать и забывать дурное. Наша задача – научиться у таких детей радостно воспринимать людей, которые нас окружают. И смотрите, маленькие дети, за исключением крайне редких случаев, каждого человека встречают радостно. И вот эта радостность тоже должна стать частью нашего существа. Иначе не распахнутся нам врата Царства Небесного. А ведь мы прекрасно знаем, что распахиваются они не только после нашей смерти, распахиваются они при жизни. Как П. Я. Чаадаев говорил: бессмертие в христианстве – это не жизнь после смерти, но жизнь без смерти. И вот задуматься над этими словами имеет смысл, потому что они чрезвычайно глубоки и каждому и каждой из нас могут открыть как раз загадку Царства Небесного, загадку Царства, которое начинается уже здесь. И мы с вами это прекрасно знаем по тем живым людям, с которыми иногда соприкасаемся. Вот сегодня в одной из записок было написано – «о здравии тяжко болящего митрополита Антония», и я подумал: несмотря на то, что владыка сейчас действительно себя очень плохо чувствует, как эти слова не подходят к митрополиту Антонию – «тяжко болящий», до такой степени он внутренне здоров, до такой степени внутренне он полон сил, до такой степени внутренне он здоровее, наверное, нас всех, если не вместе взятых, то почти всех нас. Да, ему физически сегодня плохо, да физически он сильно простужен, болеет и т. д. Но вот это не есть тяжкая болезнь, потому что абсолютно готово его сердце. Вы помните 26-й псалом: «Готово сердце мое, готово»? Так его сердце абсолютно готово, он уже гражданин Царства Небесного, ему уже не нужно ничего, чтобы туда войти. И его физические болезни, повторяю, они не воспринимаются, как болезни. Любого из нас можно назвать тяжко болящим, но вот его – не получается.

Слава Богу, что посылает он таких людей а нашем пути. Слава Богу, что мы с вами становимся иной раз самовидцами, как говорит Евангелие от Луки, таких людей, которые открывают нам, а что же это такое – жизнь в Царстве.

Давайте сегодня, в первый день года, благодарить Бога за все и, прежде всего, благодарить за то, что посылает таких удивительных людей Он нам, общаясь с которыми, читая книги которых, встречаясь с ними хотя бы очень редко, мы с вами открываем великую тайну Царства Небесного, мы с вами познаем, что принять его, как дитя, это совсем не значит – быть дурачком: принять его, как дитя, – это значит жить с распахнутым сердцем.

Я всех поздравляю с наступившим Новым годом, скажем, пусть с гражданским Новым годом. И да хранит Господь всех вас, ваших близких, ваших друзей, всех наших прихожан, которых вчера вечером, говорят, на молебне было очень много. Сегодня несколько меньше на Божественной Литургии, тоже для первого января это, конечно, очень много.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!