1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Христос нас призывает не плакать, а радоваться о Господе

(Литургия, Ин 8: 21–30)

С праздничным днем поздравляю вас, дорогие братья и сестры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Пасха Христова продолжается, и как-то все острее и острее на самом деле переживаем радость о Господе Воскресшем. И мне кажется, что вот это самое важное, чтобы со временем радость о Господе Воскресшем не притуплялась, а как-то, наоборот, становилась всё более слышимой, всё более зримой, всё более ощущаемой.

Многие жалуются вот на то, что очень хорошо провели Великий пост, а вот потом, на Пасху, началось какое-то расслабление. Так вот, я думаю, что не стоит очень уж все-таки передавливать себя во время Великого поста, понимаете. Потому что получается, что мы с вами не христиане Господа Воскресшего, а христиане Великого поста. Вот нам очень нравится одеваться в чёрное, помилуй нас, Боже, помилуй нас. Вот этот Великий канон, там малое стояние на первой неделе поста, особенно великое стояние. Нам очень нравится плакать, понимаете.

На самом деле это опасно, потому что Христос нас призывает не плакать, Христос нас призывает радоваться о Господе. Как апостол Павел говорит: «Радуйтесь, всегда радуйтесь». Так вот, эта радость о Господе Воскресшем – это всё-таки главная составляющая нашей веры. И это главная составляющая всего Евангелия. Потому что, если бы мы были больше христианами Евангелия, если бы мы больше были укоренены в Священном Писании и в Писании Ветхого Завета, мы понимали бы, что такое радость о Господе.

Вот вы представляете, как несут ковчег Завета и пляшет перед ним пророк Давид. Это была какая-то достаточно дикая пляска, но в этой пляске он выражал свою радость о Господе.

А вот на самом деле вот в том, что нам так особенно нравится во время Великого поста, есть очень опасная нота, потому что очень легко, вот так бездумно каясь, раздавить собственную личность, превратить самого себя в червяка. Не в человека, призванного Богом к бытию, призванного Богом к радости, призванного Богом к постижению вот этого великого дара жизни, который нам предоставлен, а какой-то раздавленности, понимаете. Это очень опасно.

В покаянии есть очень опасная нота, очень опасная составляющая, что можно себя раздавить, можно почувствовать, что ты никто, можно почувствовать, что во мне нет ничего хорошего, понимаете. Как люди любят эту чудную молитву перед причащением, которая восходит к апостолу Павлу, который говорит: «Христос пришёл грешников спасти, от них же первый – это я». Потому что Бог спасает каждого первым. И вот первый, кого пришел спасать Христос, – это я. Вот в чём смысл этой молитвы. А мы очень часто понимаем так, что я самый главный грешник. Понятно, что у всех нас есть какие-то грехи, и немало грехов, но все-таки нельзя сказать, что кто-то из нас самый главный грешник во всей истории человечества. Это было бы абсолютно неправильно. Это было бы фарисейство какое-то, и это нас раздавливает.

Больше радости о Господе, больше радости о Воскресшем, больше ощущения того, что мы живём, пользуясь великим даром жизни, который предоставлен нам Богом. Смотрите, сейчас это распустившиеся листья на деревьях, цветы, которые повсюду – нарциссы, тюльпаны, цветущие яблони, вишни, рябина зацвела. Вот это всё нам говорит о том великом даре жизни, который нам отдан во владение. Конечно, за это можно только благодарить. Действительно, воспевать и славить Бога и радоваться тому, что Бог разбил свой шатёр среди нас. Вот как в начале Евангелия от Иоанна (1:14) говорится: «И вселился в нас», эскеносэн эн имин – это дословно значит: «и разбил свой шатёр среди нас». Так вот, шатёр Бога стоит среди нас, вот этому можно только радоваться, за это можно только благодарить, понимаете.

Поэтому будем стараться всё-таки быть не христианами Великого поста, а христианами Пасхи Христовой. Будем стараться радость о Воскресшем как-то не разменивать на какие-то другие ощущения, потому что радость о Воскресшем, она преображает нас, как ничто другое.. И человек, который бы научился радоваться о Воскресшем Господе, он просто уже не может совершать дурное, понимаете. А можно сколько угодно бить себя в грудь и лучше не становиться. А вот когда пускаешь в сердце эту радость о Господе, то тогда, действительно, нет силы на дурное, и человек с удивлением как-то обнаруживает это.

Вот обязательно мы должны помнить об этом и обязательно нести в мире и когда-то нашими словами, когда-то нашей работой, а когда-то и самой нашей жизнью радость о том, что Христос воскрес.

Бог вас всех благословит!.