1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Христос возвращает человеку его повреждённую природу

 Литургия

 

С праздничным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Сегодня мы читали в Евангелии о том, как Иисус исцеляет больных, расслабленных, недужных, хромых, слепых и увечных. Мы читали о том, как возвращает Иисус силы человеку. Нам с вами тоже Христос возвращает силы, возвращает духовное здоровье. И это, может быть, самое главное в христианстве, что Христос возвращает человеку его повреждённую природу, его природу во всей его неповреждённости. Причём, прежде всего это касается духа человеческого, а уж потом человеческой плоти.

В Евангелии образно говорится о том, как Христос исцеляет больных и недужных. Мы с вами прекрасно понимаем, что это образ, за которым скрывается весть о том духовном исцелении, которое приносит Христос. И вот за это мы не устаём благодарить Бога. Потому что, действительно, когда оглядываемся назад и понимаем, от чего Христос нас исцелил, то, с одной стороны, становится страшно за то, через какие испытания мы прошли, а с другой стороны, переполняет сердце благодарность, потому что мы исцелены. Мне кажется, очень важно, чтобы все мы жили, ощущая себя исцелёнными, ощущая, что нас коснулся Христос, ощущая, что Господь переделал нас изнутри. Нам очень часто хочется каких-то простых решений, нам очень часто хочется, чтобы Господь избавил нас от каких-то физических наших недугов. А вместо этого нам предлагается другое – духовное исцеление – исцеление, которое идёт изнутри. И очень часто человек остаётся таким же больным физически, каким он был, но вдруг оказывается, что, несмотря на это, можно жить нормальной жизнью, можно дышать полной грудью. И это всё – Христос! И это то, что Господь делает за нас. И вот это, мне кажется, очень важно понять, очень важно осмыслить. И, конечно, очень трудно принимать, когда люди тяжело, по-настоящему, болеют, когда люди умирают, когда эта болезнь приводит их к гибели. Но очень часто наблюдаешь, как угасание физическое бывает связано с возрастанием в Боге, с возрастаниемв Духе. И вот так часто спрашивают люди: как можно молиться о здравии кого-то, если ясно, что и диагноз таков, что человек не поправится и что всё идёт к тому, что человек угаснет буквально через несколько дней, и более того, что избавлением для человека от его болезни будет смерть. Как можно в таких случаях, говорят иногда, молиться о здравии? Да нет, как раз в этих случаях и необходимо, и нужно молиться о здравии, потому что мы молимся о здравии не в смысле физического здоровья, но о здравии в смысле духовном, о той полной открытости Богу, о том здоровье внутреннем, о здоровье духовном, которое приходит к человеку очень часто именно в те моменты, когда он болен физически, которое всегда необходимо человеку. И вот это здоровье – изнутри – приносит нам Христос.

Сейчас очень много существует разных учений, которые так или иначе посвящены тому, как быть здоровым. И вообще человека сегодня очень волнует эта проблема – как быть здоровым. Выходит огромное число разных журналов, газет, посвящённых этой теме, пишутся книги на эти темы; разного рода привлекаются новые учения, посвящённые именно тому, как быть здоровым. И очень часто люди забывают о том, что всё-таки главное здоровье – это не физическое, но духовное здоровье, потому что можно быть абсолютно здоровым физически человеком, как говорят иногда абсолютно неправильно, искажая слова римского поэта Ювенала – в здоровом теле здоровый дух. Так вот, очень часто можно быть здоровым физически, тело будет здорово, но это не значит, что дух здоров. Наоборот, очень часто бывает наоборот: в здоровом теле живёт абсолютно больной дух. А Ювенал на самом деле говорит: orandum est sit mens sana in corpore sano – надо молиться о том, чтобы в теле здоровом и дух тоже был здоровым. Значит, он даже, этот римский языческий поэт, прекрасно понимал, что главное – это внутреннее, духовное, здоровье человека. И вот к этому здоровью зовёт Христос в Евангелии, к этому здоровью зовут мудрые люди даже в язычестве.

И вот очень важно, чтобы мы выздоравливали внутренне, потому что часто бывает разрушительным физическое здоровье, когда здоровья внутреннего нет. Это физическое здоровье или выздоровление очень часто заводит в тупик. Конечно, лучше быть здоровым, но если нам уж суждена такая доля, что мы болеем, всё-таки главное, чтобы мы не болели духовно, главное, чтобы изнутри мы были здоровы. А физическое наше здоровье – это что-то прилагающееся, что-то на самом деле второстепенное.

Вот в прошлом году, в июне месяце, уже абсолютно смертельно больной митрополит Антоний несколько раз всё-таки выходил на волю, что называется, из своего заточения, и встречался с архиепископом Кентерберийским Роуэлом Уильямсом и теми людьми, которых архиепископ пригласил для того, чтобы вручить премию митрополиту Антонию. И с английской королевой митрополит разговаривал, когда Пути был в Великобритании. На самом деле во время приёма очень многие русские, из элиты политической и бизнеса, которые были приглашены на этот приём, не заметили какого-то старого человека в подряснике, который был на этом приёме тоже. А вот королева Елизавета II, она первым делом подошла не к кому-то, а именно к митрополиту Антонию. И вот тогда никто даже не догадывался, что ему остаётся жить какие-то считанные недели, потому что внутренне он был абсолютно  здоров, и это внутреннее здоровье его передавалось людям. Вот королева так и сказала потом одной из своих переводчиц, а эта переводчица уже передала нам, что она была поражена, когда узнала о его смерти, потому что он выглядел абсолютно здоровым и заражающим своим здоровьем человеком.

И действительно, сколько людей живут благодаря тому, что их заразил духовным здоровьем митрополит Антоний, тогда как сам он физически ушёл. Но этот физический уход на самом деле ничего не значит, и нам это трудно бывает понять. Но вот такие люди, как владыка Антоний, они как-то это объясняют. И вы знаете, сколько людей говорило, когда после похорон владыки Антония, что ощущение было такое во время похорон, хотя это безумно больно,что это не похороны, а что-то другое, что какое-то другое совершается торжество, что что-то иное происходит. А вот нет: просто похороны ушедшего, отнятого от нас  человека. Вот что такое здоровье, которое даёт Бог изнутри, духовное здоровье по-настоящему верующего человека.

Вот что мне хотелось сказать вам, братья и сестры, сегодня. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

4 августа, это будет среда, исполняется как раз год с того дня, когда зримо покинул нас митрополит Антоний и переселился в небесные обители. Я буду служить в этот день. Мы совершим Литургию, именно оставив место у престола для митрополита. Отец Кристофер Хилл очень хорошо сказал потом своим прихожанам в Москве, что во время Литургии, которая служилась в день похорон владыки, казалось, что он сам служит. Так вот, мы будем просить Бога, просить Христа, чтобы сам владыка служил в этот день требы – 4 августа. Это будет, повторяю ещё раз, среда.

Вот что мне хотелось вам особенно напомнить, чтобы как-то все, кто могут в этот день, собрались в нашем храме на богослужение. Как всегда, в полдевятого Часы, в девять – Божественная Литургия.

Хотелось мне ещё братски обнять не только в действии, но и в словах отца Олега Батова и Машу, которые сегодня служили вместе с нами: о. Олег служил, а Маша управляла хором.

Всегда, когда Вы бываете в Москве, это большая радость для всех  нас.

Тем более, что о. Олег с Машей прошли с нами, космодемьянцами, весь путь, практически от самого начала истории, новой истории Космодемьянского храма. Они были здесь и вместе с нами служили: Маша пела и управляла хором, о. Олег, тогда ещё алтарник, помогал нам во время богослужения.

Поэтому всегда, когда вы возвращаетесь из Швейцарии в отпуск, для нас это очень большое, очень радостное и светлое событие.

И вообще надо сказать, что не всегда получается священнику служить вместе с кем-то другим из своих собратьев, другим священником, потому что такова жизнь, что одному приходится служить, а другому исповедовать. Вот скажем, я с отцом Александром Борисовым никогда не служу вместе, потому что либо я служу – он исповедует, либо он служит – я исповедую. Но вот сегодня мы с отцом Олегом, быть может, несколько обидев вас, потому что, если бы один служил, другой исповедовал, то мы бы успели больше выслушать братьев и сестер в их исповедях. Поэтому, несколько обидев вас, мы сегодня служили вместе. Но какая это удивительная радость, как это, действительно, прекрасно. Наверное, нет ничего более прекрасного на свете, чем совершать Божественную Литургию вместе с человеком дорогим, внутренне близким и абсолютно своим, что называется. Вот это счастье выпало нам сегодня. Поэтому за это я должен благодарить всех прихожан и, прежде всего, тех, кто не успел на исповедь. Так что, простите нас за то, что вы сегодня не успели на исповедь. Мы просим за это, искренне просим за это прощение. Но нам, действительно, на самом деле, нам это было нужно – служить Литургию вместе.

Бог благословит вас и укрепит!