1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

"Много званных, но мало избранных"

(Поздняя Литургия)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали слова "Много званных, но мало избранных", и как важно, как необходимо, чтобы мы с вами все-таки были не только званными, но и избранными. Как важно ощутить эту близость ко Христу, ощутить это слияние с Иисусом Христом на Его Тайной Вечери, потому что всякий раз, причащаясь Святых Христовых Тайн, мы, как Его любимые ученики, становимся участниками Тайной Вечери.. Ведь что значат эти слова "Вечери Твоея Тайные днесь, Сыне Божий, причастника меня приими"? Значит – приими меня, Господи, как участника Твоей Тайной Вечери. Но для того, чтобы быть учениками, для того, чтобы быть любимыми учениками Христа Спасителя, как важно, братья и сестры, для этого освободиться, очиститься от того, что связывает нам руки и ноги, от того, что делает нас неспособными к большим чувствам, к большим переживаниям, к Божьему прикосновению. Это и зависть наша, и раздражительность, и желание учить других и требовать с других, в это же самое время не требуя от себя. Это и разные другие наши слабости, которые, действительно, как путами, как веревками, как цепями, связывают нас. И уже не освободиться от них, если не сила Божия, если не благодать Божия, если не ощущение присутствия Божьего, в котором мы необходимо должны бы были жить.

Давайте стремиться к тому, чтобы ощущать всем сердцем присутствие Божие в нашей жизни, и, не отрываясь от Евангелия Христова, вслушиваться в каждое слово, с которым Сам Бог обращается к нам устами Единородного Сына Своего, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Давайте вдумаемся в то, что значит этот человек, который оказался не в брачной одежде на брачном пире, который устроил хозяин для своего сына, на том пире, который устраивает Бог-Отец для Возлюбленного Сына Своего и нашего Господа. Он, этот человек, оказался не в брачной одежде. Но ведь и другие, которых позвал хозяин через своих рабов, они же тоже были откуда-то с дорог и перепутий. Это все были нищие, все были оборванные и, казалось бы, не готовые люди. У них ни у кого не было этой одежды, и только один услышал эти жесткие слова о том, что ты вошел сюда не в одежде брачной. Значит, речь идет не о какой-то одежде, которая соткана из того или другого материала, не об одежде из кожи или из ситца, или из полотна, или из шелка. Нет, речь идет о тех одеждах, в которые облачена наша душа. И как важно, чтобы эти одежды были праздничными, чтобы одежды нашего сердца были белоснежные, чтобы одежды, которыми облекается все внутреннее естество наше, чтобы эти одежды были брачными. Вот об этом очень важно как-то подумать и это принять в глубины нашего сердца.

На самом деле у нас есть удивительное средство, которое помогает преодолевать все наши слабости, нашу нерешительность, нашу раздражительность и злобу и многое-многое другое. Это средство – молитва. И вот мы забываем на самом деле очень часто, хотя, как правило, читаем утренние и вечерние молитвы и еще какие-то, мы забываем о том, какое это удивительное средство – молитва и как иногда важна молитва не только словами, но и без слов, молитва, которую мы в темноте обращаем бессловно к Богу, молитва, в которой говорим уже не мы, но Сам Господь говорит с нами.

Я никогда, братья и сестры, не забуду, как сказал однажды владыка Антоний, что очень важно не только самому обращаться к Богу, хотя дана нам такая удивительная привилегия, удивительная возможность, но важно не только нам к Нему обращаться, но услышать, а что говорит нам Бог. А это услышать можно, только стяжав молчание, стяжав безмолвие, стяжав внутренний мир. Вот в этой абсолютной тишине ночи или вечера мы с вами можем услышать Его голос, Его, Кто стоит у двери и стучит. И если кто, говорит Христос Воскресший, услышит голос Мой и отворит Мне, Я войду и буду вечерять с ним, а он со Мною. Но это возможно, если кто услышит, говорит Иисус, как Я стою и стучу. И вот этот тихий стук в двери нашего сердца, братья и сестры, конечно, как важно как необходимо услышать нам. Но для этого нужна та внутренняя тишина, то внутреннее молчание и внутреннее безмолвие, которое, на самом деле, и созидает нас как личности и созидает нас как неповторимых людей, потому что не делает Бог копии одних людей, чтобы так сотворить других. А каждому и каждой из нас дана абсолютная уникальность. Но понять эту уникальность, в чем она заключается, можно только тогда, когда мы слышим этот тихий Его стук в двери нашего сердца.

Если кто, братья и сестры, не успел сегодня на исповеди сказать что-то очень важное, давайте скажем без слов, скажем молча сейчас об этом. И услышит нас Христос, простит и укрепит. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

Братья и сестры, мои дорогие, всех поздравляю с праздничным воскресным днем. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь.

Мне только бы хотелось сказать, что так получается по нашей человеческой немощи, что завершать Литургию священникам гораздо легче, чем начинать ее, потому что, когда мы завершаем Обедню, как-то уже все находятся в храме, но когда мы говорим "Благословенно Царство", многих из вас еще нет. Поэтому постарайтесь все-таки, разумеется, если не с маленькими детьми – с ними надо приходить попозже, потому что им трудно выдержать всю Обедню – приходить, конечно, к десяти часам, без пяти, без десяти десять быть уже в храме, чтобы вместе нам начинать всеобщее, общее славословие. Потому что Литургия, она вместе со всеми совершается. Как без священника не может совершаться служба, так и без прихожанина самого незаметного не может, на самом деле, по большому счету начинаться служба. Понятно, что к ранней Обедне иногда просто и на метро невозможно приехать к семи часам, но вот на позднюю Обедню давайте собираться вместе к десяти часам утра. Для того, чтобы, действительно, это было соборное служение, для того, чтобы, действительно, мы совершали Обедню с вами, Божественную Литургию все вместе, едиными устами и единым сердцем, как прямо говорит нам об этом чин Божественной Литургии.

С праздничным днем, с принятием Святых Христовых Тайн, дорогие братья и сестры! Да благословит, да укрепит вас Господь! С миром изыдем.

Мы будем сегодня прикладываться с вами вот к этому кресту, который лежит на аналое, который мы поднимаем в день Воздвижения, в святое воскресенье.

"Кресту Твоему поклоняемся…"