1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Мы – альпинисты

Литургия

 

С причащением Святых Христовых Таин, с участием в Божественной Литургии поздравляю вас, дорогие братья и сестры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Когда Христос нам говорит о том, чтобы мы не противились злому, Он, если обратиться к оригиналу евангельского текста, к греческому варианту, говорит прежде всего и только о том, чтобы мы не отвечали злом на зло, чтобы злому мы не сопротивлялись злом. При этом разъясняет апостол Павел эти евангельские слова, говоря, что главное заключается в том, чтобы мы не отвечали злом на зло, побеждали зло добром. И вот на самом деле это, наверное, предпоследняя высота, которую может взять христианин, потому что мы в чём-то подобны альпинистам: мы поднимаемся всё выше и выше. И этот подъём всегда очень труден. И вот предпоследняя высота – это этот принцип: не отвечать злом на зло, не противиться злому, побеждать зло добром. И уже последняя высота, конечно, сформулирована в словах – любите врагов ваших, в словах, которые за этим следуют в Нагорной проповеди. Понятно, что многие из нас ещё не поднялись до этих высот. Но мы будем стараться подниматься, стараться быть альпинистами. Стараться преодолевать наши слабости, наши грехи, стараться вырастать из них и делаться лучше, потому что с нами Христос. И Бог укрепляет нас Духом Своим Святым. И вот сейчас, в неделю Пятидесятницы, когда мы переживаем воспоминания о том, как сошёл Дух Святой на апостолов в Иерусалимской горнице и как стали эти довольно безграмотные и робкие рыбаки совершенно другими людьми.

Сейчас давайте, братья и сестры, стараться просить Бога в молитве о том, чтобы Господь учил нас, как нам преодолевать наши слабости, как нам становиться лучше, как нам вот этим принципом жить, не отвечая злом на зло. Потому что иногда так хочется действительно ответить на зло что-то нехорошее, чем-то нехорошим. И это естественно, это в природе человеческой. Но это неправильно, это мы должны каким-то образом преодолевать. А образ один – наша дорога, которую пролагает нам Христос, идти за Ним. Помните, как в Евангелии от Марка Иисус идёт впереди, а ученики поспешают за Ним в страхе. И вот также и мы можем только в страхе поспешать за нашим Учителем. Но как это важно, как это много даёт и как это действительно делает нашу жизнь новой, обновляет всё наше естество.

В этом году, как и Пасху, мы все, христиане разных исповеданий, живущие по разным календарям, встретили Пятидесятницу, встретили праздник Сошествия Духа Святого на апостолов вместе. И это, наверное, очень важно: хотя бы иногда, раз в несколько лет, но как-то этими общими праздниками Господь показывает нам, как важно, чтобы мы, христиане, вместе свидетельствовали об истине Евангелия перед миром. Потому что, если мы, верующие во Христа, не можем найти общего языка друг с другом, то как нам поверят люди? Как нам поверят те, кому Господь не открылся? Как нам поверят неверующие люди, что мы правы, если мы друг с другом не можем найти общего языка? И поэтому мне кажется, что вот когда Господь вот так показывает прямо, зримо, через календари, несмотря на все календарные и другие различия: вы вместе празднуете этот праздник, то это действительно какое-то очень большое очень важное событие. Конечно, все люди на земле очень разные, и очень трудно часто людям найти общий язык. Но на самом деле я хочу сказать, что это необходимо, потому что если мы, христиане, не будем стараться искать друг с другом общего языка, тогда, действительно, мы обречены для того, чтобы быть лишь культурным достоянием тех или иных народов, достоянием истории, достоянием прошлого, тем прошлым, к которому обращаются с уважением, тем прошлым, к которым обращаются с любовью, тем прошлым, которое считают, может быть, лучшим в истории. Но мы не хотим быть прошлым, потому что мы знаем, что Христос – это не прошлое, это будущее человечества. И вот поэтому нас не устраивает эта позиция. На самом деле меня не устраивает позиция традиционной веры. Меня устраивает позиция нового революционного движения, потому что я убеждён, что христианство из всех новых религиозных движений самое новое, самое не устаревшее, потому что Христос ведёт нас в будущее, потому что Христос возглашает нам ту истину, которая ещё только открывается.

Вот я вспоминаю, отец Александр Мень всегда говорил о том, что христианству принадлежит будущее. Христианство – это вера будущего для человечества. Именно потому так мало христиан сегодня, что ещё только открывают для себя люди эту истину. Ту истину, которая содержится в Личности нашего Господа. Вот это, наверное, очень важно понять, вот это, наверное, очень важно почувствовать, что всё-таки не в прошлом, не в каких-то древних традициях, но именно в будущем самое значимое для христиан, потому что Христос ведёт нас в будущее. И мы идём за Ним, мы поспешаем за Ним. Нам страшно, но на самом деле нам не должно быть страшно, потому что наш Учитель, наш Господь, наш Вождь идёт впереди, Христос всегда впереди. Мы идём следом за Ним. Он прокладывает  для нас дорогу.

Это, братья и сестры, та главная истина, которую так важно помнить, которую так важно помнить и которую так важно не забывать, потому что мы ученики. И это самое драгоценное наименование нас, которое есть у нас. Мы ученики Христовы, как в Деяниях апостольских называют верующих во Христа учениками, такие же ученики и мы с вами. И вот это главное, а всё остальное второстепенное.

Бог вас благословит и укрепит. С миром изыдем.