1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Не бойтесь!

Литургия

 

Христос воскресе из мертвых! Христос воскресе!

От века не слышано, говорит исцелённый слепой в сегодняшнем Евангелии, чтобы кто-то отверз очи слепорождённому. Такого, действительно, не слышано от века. И вот приходит в наш мир наш Господь Иисус Христос именно для того, чтобы отверзать очи слепым, и не просто ослепшим от болезни, а тем, кто никогда не видел.

Мы с вами, братья и сестры, в чём-то очень похожи на этого слепорождённого. И рассказ об этом чуде – это рассказ о нас. Или давайте так скажем: как бы это было прекрасно, если бы этот рассказ, рассказ об этом чуде, был бы рассказом о нас, о том, как нам отверзает очи Господь, о том, как нас делает Христос зрячими, о том, как нам дарует Господь духовное зрение, – нам, действительно, не видящим в этой жизни очевидные вещи, потому что без Бога, без Христа, без благодати Божьей мы, действительно, ничего не понимаем, мы, действительно, не знаем самых очевидных вещей. Мы часто напоминаем людей, которые находятся в тёмной комнате, могут ощупать какие-то вещи, но при этом не знают, что нарисовано на картинах, которые висят на стенах, что написано в книгах, которые лежат на книжных полках или на столах, потому что темно и этого не видно.

И вот приходит Христос, и вдруг вспыхивает в нашей жизни свет, свет, который просвещает всех – Люмен Христи, который делает нас, действительно, новыми людьми. Самое, наверное, страшное, братья и сестры, когда мы с вами принимаем какие-то установления христианства, но не принимаем Христа. Так бывает, что человек начинает поститься, начинает выполнять какие-то другие требования аскетики, а вот Христос в его сердце ещё не вошёл. И более того, даже сопротивляется такой человек иногда Христу, как эти люди в сегодняшнем Евангелии, которые восклицают: мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а Кто это, откуда Он, мы не знаем. Мы знаем, что написано в святых книгах, говорят они, но мы не знаем этого человека и не хотим знать.

И с нами, братья и сестры, ведь тоже такое бывает. Когда мы, я повторяю, принимаем формальные установления церкви, аскетические правила, какие-то традиции, но не можем открыть сердце навстречу Христу, – вот от этого, прежде всего от этого, от такого формально принятого христианства надо просить исцеления. Действительно, наступает момент в жизни каждого, рано или поздно, когда Христос входит в нашу жизнь, входит в наше сердце, изменяет в нашей жизни всё. И тогда вдруг оказывается, что уходит куда-то зависть, уходит куда-то ненависть, уходит куда-то раздражение и, прежде всего, уходит куда-то страх. Потому что человек, который живёт вне Бога, он всегда боится. Это вот какая-то участь человека с древнейших времён, ещё с тех времён, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры. Участь такая у человека – бояться: бояться всего – бояться грозы, бояться диких животных, бояться атмосферных явлений и т. д., бояться друг друга. И в нас это осталось, и мы боимся. Боимся будущего, боимся болезней, боимся потерять работу, боимся осложнения отношений с людьми и т. д., много чего мы боимся.

Но вдруг приходит в мир Христос, и всё изменяется, и куда-то уходят эти страхи. И оказывается, что, может быть, и сил не так уж много, что, может быть, и другие обстоятельства не так уж складываются в пользу нас, но бояться, оказывается, нечего. Потому что когда Господь с нами, тогда всё в нашей жизни устроено так, что мы уже не боимся. Кто-то подсчитал, что в Библии Бог говорит людям – не бойтесь – 350 с лишним раз, прямо-таки по числу дней в году. Не бойтесь – говорит нам Бог устами Своего Возлюбленного Сына; не бойтесь – говорит нам Бог в грозе. И вот когда входит эта весть в наши сердца, тогда, действительно, можно сказать: Христос вошёл в нашу жизнь, и теперь мы не боимся.

Буквально какие-то несколько дней тому назад в парижском храме Александра Невского на rue Daru были прославлены новые святые – Мать Мария Скобцова, её ближайший сотрудник о. Дмитрий Клепинин, Илия Фондаминский и сын Матери Марии – Юрий. Они были прославлены как святые мученики эпохи второй мировой войны, мученики, которые не боялись, оказавшись в страшной ситуации оккупированного Парижа. Мать Мария не боялась тайно проникать на Парижский велодром, где был устроен концентрационный лагерь для евреев, и приносить туда еду и воду. Она не боялась делать это, хотя прекрасно понимала, что наступит день, когда её схватят и саму бросят в концлагерь. А потом она, уже в лагере, не побоялась войти в газовую камеру для того, чтобы умереть за другую женщину-еврейку, которая иначе была обречена на смерть. И вот это отсутствие страха у святых – ведь это не признак их какой-то особой, сверхчеловеческой силы, это не признак их какого-то особенного могущества и т. д.. Многие святые были очень слабыми людьми, слабыми физически и слабыми психически, но их глаза раскрыл Христос. Они вот и были теми слепорождёнными, которые исцелены, и это делало их бесстрашными, по тому принципу, который Сам Христос высказал, обращаясь к апостолу Павлу: сила Моя в немощи совершается.

И мы с вами, братья и сестры, будем благодарить Бога за то, что он наделяет нас этой немощью, в которой совершается Его сила. И не будем бояться тех обстоятельств, в которые мы попадаем. Не будем бояться болезней, не будем бояться денежных проблем, не будем бояться других сложных ситуаций. Не потому, что мы такие сильные, не потому, что такова наша сопротивляемость психологическая, но потому, что с нами Христос. И будем говорить: Господи, наш Господи, никогда не оставляй нас, всегда будь с нами, всегда присутствуй в нашей жизни, всегда цари в нашем сердце. Потому что это главное, это самое существенное, это самое важное. Всё остальное второстепенное. И Мать Мария, и о. Дм. Клепинин, и все остальные мученики и праведники, сколько их ни есть в истории христианства, все они были людьми, в сердце которых воцарился Христос, все они были водимы с Богом. И вот это сделало их такими, какими они были. Давайте и мы, братья и сестры, стараться никогда не рвать эту связь между нами и Господом, чтобы хотя бы в виде ниточки была она. Потому что будет эта связь в нашей жизни и будет Христос в нашем сердце, и действительно жизнь наша будет другой, потому что мы сами будем другими. Действительно верующего человека отличает то, что в глазах его отражается не только мир с его проблемами, иногда, правда, и с его красотой в глазах верующего человека отражается Бог, отражается Христос. И будем нести в себе этот свет, потому что без него, без света Христова нет жизни на самом деле. Никакой жизни – есть какое-то жалкое существование. И будем помнить, что Господь, распахнувший однажды наши очи, однажды сделавший нас зрячими из слепых, что Он всегда с нами, всегда здесь, всегда среди нас. Только мы по какой-то нелепости нашей забываем об этом и порой не чувствуем этого. Отсюда все проблемы. Христос – Он с нами во все дни до скончания века, как обещает нам это в последних словах Евангелие от Матфея.

Прислушаемся к нашим сердцам, прислушаемся к тому, что говорит Он нам, когда мы молимся. Ведь очень часто, когда мы молимся, мы произносим слова молитвы, но не хотим услышать, что Он стоит рядом с нами и отвечает нам на наши слова. Поэтому в молитве очень важны не только слова, в молитве очень важно молчание. Помните, как владыка Антоний говорил не раз своим прихожанам: учитесь молчать в молитве, потому что когда вы в молитве всё время говорите, всё время читаете какие-то слова, вы не даёте Богу ответить. А это так важно, так необходимо. Поэтому, братья и сестры, будем любить молитвенное молчание, потому что в минуты молитвенного молчания Сам Христос говорит с нами. С нами говорит Тот, Кто отверз наши очи, Тот, кому слепой сказал: верую Тебе, Господи, – и поклонился Ему.

Бог вас всех благословит, братья и сестры. Будем все вместе сейчас совершать таинство Евхаристии, совершать таинство Тайной Вечери для того, чтобы не только причащаться Святых Христовых Таин, но быть участниками, Господи, Вечери Твоей Тайной и Твоими учениками.

 

Вечерня:

В эти пасхальные дни, которые теперь переходят в дни праздника Вознесения, будем стараться тоже чувствовать присутствие Воскресшего Господа нашей жизни, где бы мы ни находились, что бы мы ни делали, в церкви, дома, на работе. Но главное – чувствовать присутствие Иисусово, чувствовать присутствие Воскресшего, потому что это ощущение такое верное и такое сильное, если его не гнать от себя, оно делает жизнь нашу другою, оно делает жизнь нашу в ощущениях подлинною, оно делает нашу жизнь настоящей.

Вот что мне хотелось сказать, братья и сестры. И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь. С миром изыдем.