1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Об исповеди

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры дорогие, сейчас мы будем причащаться Святых Христовых Таин, сейчас мы будем подходить к Святой Чаше как участники Тайной Вечери Христовой, о чём прямо говорится в молитве. Когда священник выходит с Чашей, он ведь говорит: «Вечери Твоея Тайные причастника меня приими», то есть иначе говоря: сделай меня участником Твоей Тайной Вечери. И вот давайте, братья и сестры, молиться о том, чтобы, причащаясь, мы действительно становились участниками Тайной Вечери. Давайте молиться о том, чтобы Христос входил в наше сердце, и чтобы эта связь между нами и Господом не прерывалась и была крепкой, подлинной и настоящей.

Конечно, не все сегодня успели подойти к индивидуальной исповеди, братья и сестры, нас очень много. Поэтому надо, конечно, рассчитывать так, чтобы приходить на исповедь раз в два месяца, не чаще. В остальное время можно просто подойти к священнику на одно мгновение за разрешительной молитвой. Исповедь, для того чтобы она была настоящей, она не должна быть слишком частой, потому что обе крайности ужасны. Когда человек всё время исповедуется, то он начинает исповедоваться в мелочах и уже не видит главного, уже не видит серьёзного. Это ужасно. Но когда человек никогда не исповедуется, это так же ужасно. На самом деле мне очень жаль тех людей, кто никогда, в общем, ни у аналоя не плакали, не пережили у аналоя чего-то огромного действительно, того прикосновения Божьего в таинстве покаяния, которое, действительно, обновляет нас, действительно, становится как второе крещение. Но когда мы исповедуемся всё время, то это тоже неправильно. Поэтому давайте изберём золотую середину и будем стараться всё-таки не реже, чем раз в два месяца, приходить на очень серьёзную, очень глубокую исповедь, которая, действительна, была бы нашим возрождением духовным, через которую, действительно, мы бы обновлялись с вами и переживали что-то по-настоящему огромное. Вы знаете, на самом деле для священника это счастье, когда человек приходит на исповедь и вдруг начинает плакать. Это значит, что Бог действительно коснулся сердца. И вот это по-настоящему важно, это по-настоящему серьёзно. Это и делает действительно исповедь не какой-то такой благочестивой формальностью, но великим Таинством церкви Христовой. Вот об этом надо подумать, чтобы исповедь каждый раз была для нас великим Таинством церкви Христовой, а не просто какаой-то профанацией таинства, когда мы на исповеди по мелочам, неизвестно зачем и неизвестно что.

И давайте подумаем, братья и сестры, о том, принесём с вами покаяние за наше уныние, за наше отчаяние, за наше раздражение, за наши страхи, за наше озлобление временами, за все наши грехи, которые вот где-то в этой амплитуде все бывают, потому что все мы боимся, все мы раздражаемся, все мы унываем, все мы не по-доброму относимся друг к другу, забываем помочь друг другу и поддержать друг друга. Вот за это все давайте принесём наше покаяние. И очень важно, чтобы это покаяние было бы глубоко личным. Очень важно, чтобы мы с вами, принося покаяние, действительно стояли лицом к лицу  священник только со Христом, а не просто каким-то перечислением наших несовершенств, чтобы исповедь пронзала до глубины души именно этой пронзительностью встречи с нашим Господом, Учителем и Спасителем. Потому что мы не просто верующие люди, которые веруют в какое-то высшее благо, в какую-то высшую силу, которая царит над миром, и поэтому стараются не грешить, поэтому стараются поститься, поэтому стараются выполнять какие-то правила, которые сообразны тому, что диктует эта высшая сила. Нет, мы с вами не так верим. Мы христиане, мы люди Евангелия, мы верим во Христа Спасителя, мы верим в Его Евангелие, мы доверяем Его словам, прислушиваемся к каждому Его слову. Вот что очень важно, чтобы наша вера была не просто верой во Всеблагого Бога, Который как-то милостиво царствует над миром. Но чтобы наша вера была верой в Того Бога, Который послал в этот мир Сына Своего Единородного и воплотившегося в Своём Сыне, чтобы наша вера была во Христа Спасителя. Вот давайте подумаем об этом и переживём в глубинах нашего сердца. А Христос в Таинстве покаяния войдёт в наши сердца и будет пребывать в нас всегда. И давайте молиться об этом, чтобы слова Иисуса в Евангелии о том, что Он с нами есть во все дни до скончания века, чтобы эти слова не были напрасными, не были тщетными. Будем и мы со Христом тоже. Он с нами, но мы-то не всегда с Ним. Вот об этом подумаем, братья и сестры. Никогда не забывайте о Евангелии, потому что так больно бывает слышать на исповеди, когда кто-то признаётся, что давно не читал Евангелие. Да как же так можно?! Ведь это слова жизни, ведь когда не читаешь Евангелие, то высыхаешь. Когда не читаешь Евангелие, то вообще теряешь облик человеческий очень быстро. Одна оболочка остаётся. Вот давайте подумаем об этом тоже, братья и сестры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь! А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.