1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Отдавая себя

(Поздняя Литургия)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Из сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, мы видим, что Закхея привело к Господу, что Закхея привело к вере, что Закхея привело к новой жизни во Христе одно только простое любопытство. Ему захотелось поглядеть, а какой же Он, этот Иисус. И вот это такое простое человеческое и не самое уважаемое в людях качество – любопытство, привело его к Богу, привело его к открытию миссии Христовой на земле. Поэтому никогда нельзя сказать, что именно приводит человека: тысячи и тысячи тысяч, миллионы  путей ведут к Богу. И могут быть эти пути самыми неожиданными, самыми различными, самыми, на первый взгляд, невероятными. Мы знаем, что были эпохи, когда люди с самого раннего детства приходили к Богу, будучи в Боге воспитаны. Мы знаем, что были эпохи, когда, наоборот, люди открывали для себя Бога, уже будучи взрослыми, совершенно неожиданно, как огромное, самое большое, самое невероятное событие в своей жизни. Как блаженный Августин, который был очень долго неверующим человеком и потом почувствовал Божье присутствие в жизни. Состоялась его встреча с Богом, когда он был абсолютно взрослым, абсолютно зрелым человеком. И вот Закхей, такой же взрослый, тоже встречает Бога. В этой встрече между Закхеем и Иисусом произошла Закхеева встреча с Богом.

И для каждого и каждой из нас, и для каждого и каждой, наверное, на земле вообще для всех людей встреча с Богом – это главное  в жизни, это центральное, это самое важное. Не просто верить в Бога, Которого боишься и заповеди Которого нарушить боишься, не просто соблюдать установленные заповеди и традиции, не просто не есть скоромного постами и не делать других вещей, которые велит не делать Закон Божий. Нет, все-таки главное не в этом. Главное – помнить, что между Богом и человеком произошла личная встреча, вот как встреча с Богом Моисея у купины, когда огонь Божий он на себе почувствовал чисто физически. Та встреча, о которой постоянно напоминает нам и говорит митрополит Антоний Сурожский. Вот эта встреча с глазу на глаз, встреча один на один, встреча, которая делает человека другом Божиим, которая, как это ни парадоксально, как это ни страшно звучит, но делает Бога для нас Другом.

Вот эта удивительная встреча, она произошла с Богом у Закхея, когда он слез со смоковницы, вернулся домой и принял в своем доме Иисуса. Когда он сказал: все, что я неправильно взял, отдам, всем возвращу четверицею и раздам остальное бедным. Вот когда он это сказал, когда воскликнул Иисус: днесь спасение дому сему, между ними установились личные, доверительные, отношения. И вот на этих личных, доверительных, отношениях и зиждется все христианство наше, потому что все остальное уже вторично, все остальное – это уже форма, а суть заключается именно в этом.

Когда мы вдумываемся в путь мучеников ХХ столетия, сегодня мы в этот день прославляем всех мучеников ХХ столетия, которые отдали жизнь свою за Христа в советские времена, мы понимаем тоже, что центральной в жизни этих людей была Встреча, потому что, если бы не было этой Встречи в их жизни, то тогда они бы, как и многие другие, постарались отойти от церкви, отойти от Бога, спрятаться, как это сделали очень многие, только судьбы их не так хорошо известны. Одни были убиты, и вот мы о них знаем. А другие остались живы, но о них мы, как правило, ничего не знаем, потому что они постарались слиться с толпой, как-то исчезнуть в толпе. Мы не можем ничего плохого сказать об этих людях, которые поступили так, потому что, быть может, эти люди, так поступившие, они потом тоже принесли пользу Богу, трудясь каким-то образом, тайно проповедуя Евангелие, тайно проповедуя жизнь во Христе. Вполне возможно, было так. Ни в коем случае нельзя бросать в них камень.

Но вот другие остались на поверхности и были убиты. И мы никогда не должны забывать, как вот советская власть тысячами и тысячами убивала верующих людей, духовенство и мирян, молодых и старых, детей и глубоких стариков 80-летних. Убивали только за то, что они верили в Бога, только оттого, что они не хотели скрывать своей веры. Об этом, конечно, никогда не нужно забывать. А некоторые сегодня хотят так представить, что как будто бы ничего не было в нашей истории. И говорят: не надо очернять отечественную историю в глазах молодежи, потому что молодежь тогда не будет иметь идеалов. Но как это можно понять? Вот как раз, когда говоришь правду, тогда и есть идеалы – эти люди, которые так беззащитно, смело отдали жизнь за Бога. Эти люди, которые в тех условиях, когда за это казнили, не скрывали своей веры. Эти люди, когда другие старались как можно больше слиться с социалистическим обществом, вступали в партию и т. д. – были, конечно, и такие – а вот они открыто исповедовали свою веру.

Я повторяю и не устану повторять, что это как раз люди, которые пример нам показывают. Это те, у кого учиться надо. Это те, кем можно гордиться, и наоборот. Можно сказать смело, что это не черное пятно на нашей истории, а это удивительная страница открывающая историю огромной веры, огромной чистоты, открывающая историю именно того, а что такое встреча с Богом. Потому что, конечно, немного сохранилось от этих людей письменных свидетельств. Большинство из них не оставили ни писем, ни законченных записок. Все-таки есть какие-то личные документы, какие-то дневники, какие-то записки, какие-то письма к родным. И вот из этих личных документов новомучеников мы видим, какова была их вера, что в ней центральным был Христос, Евангелие, личная молитва, личное предстояние перед Богом, личная ответственность за все, что вокруг тебя происходит. Этому нам необходимо учиться. Быть невооруженней и смелее, жить в Боге так, чтобы всегда служить людям.

Ведь в чем заключается то, что сказал Закхей? Я отдаю половину имущества моего и тем, кого обидел, отдаю вчетверо. Далеко не все могут отдавать свое имущество, потому что у многих этого имущества очень мало. Главное заключается все-таки не в этом дополнении – «имущество», а в самом слове «я отдаю». Я отдаю свое время, я отдаю свою любовь, я отдаю свои знания. Что я имею, то отдаю людям вокруг меня, – вот суть обращения Закхея. Он не просто сказал: я теперь верю в Бога, я теперь буду соблюдать все посты, я теперь буду вычитывать все молитвы, я теперь буду благочестивым человеком. Нет, он сказал: я отдаю. И вот те, о ком мы говорим, новомученики, они ведь тоже отдавали, что имели. И нам с вами необходимо учиться отдавать наши знания, отдавать наше время, отдавать нашу любовь, отдавать наше сердце людям, которые нуждаются в этом. Это касается и врача с его пациентами. Это касается и учителя с его учениками. Это касается и людей, которые зачастую выполняют самые простые функции в жизни. Это касается дворника вот с теми, ради которых он чистит дорогу и убирает снег. Это касается самых простых бабушек, которые помогают людям трудиться, там, кто-то у кого-то работает, кто-то подрабатывает, кто-то просто даром что-то делает. Это касается соседей на лестничной клетке и т. д. Конечно, это не значит, что христиане должны навязываться. Это очень опасное качество, когда человек навязывает себя, навязывает отношения с собой, свою дружбу, свою помощь. Нет, вот тут очень важно провести линию водораздела между отдаванием и навязыванием, но эта линия сама собой проводится, когда с нами Христос. Вот когда в центре стою я, мои отношения, моя любовь, моя помощь, то это очень опасно, потому что тогда в результате все выходит, хуже не придумаешь даже как плохо. А когда в центре стоит Христос, то тогда получается именно то, что было с Закхеем. Мы отдаем себя друг другу с пользой, мы приносим этим пользу. И, отдавая себя, мы как бы сами получаем. Вот, понимаете, как у Метерлинка замечательно сказано, когда Хлеб отдает себя людям, он сам исчезает. Когда Сахар или еще что-то отдает себя людям, это оно само исчезает. И вот мы должны помнить об этом и ставить во главу угла не свой эгоцентризм, а Самого Господа нашего Иисуса Христа. И тогда эта Встреча, которую пережил Закхей, она произойдет и с каждым и каждой из нас. И тогда и в нас будет жить та чистая и светлая вера во Христа, которая жила в новомучениках российских, их же и память мы ныне совершаем.

Бог благословит вас всех и укрепит!