1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Ответ Бога часто приходит через сердце

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, дорогие,  сегодня нас собралось много, как давно уже не собиралось под сводами нашего храма. И это понятно, потому что кончается лето, летние каникулы, все возвращаются из отпусков, возвращаются с дач, из деревни, из поездок, и поэтому мы снова все здесь, и снова приступаем к нашим обычным занятиям и обычным нашим видам работы. Завтра очень многие пойдут в школу, кто-то пойдёт в школу, в высшую школу первый раз, кто-то первый раз в новую школу для того, чтобы в последние годы перед поступлением в высшую учиться по специальной программе, кто-то пойдёт на работу, я имею в виду учителей, преподавателей высшей школы, и все мы, так или иначе, начинаем новый год. Не случайно, наверное, по старому, византийскому, календарю год начинался с 1 сентября, потому что бывает новый календарный год. И вот этот новый год, который начинается в конце лета, это тоже всегда рубеж, такой довольно серьёзный, который преодолеть не всегда просто. Но, братья и сестры, надо помнить, что в этой жизни, что бы мы ни делали, где бы мы ни работали и где бы мы ни учились, нас сопровождает Христос. И это ощущение, это чувство того, что Христос сопровождает нас по жизни, оно чрезвычайно важно для каждого верующего человека, потому что, когда мы забываем об этом, когда мы забываем о живом присутствии нашего Господа в жизни, то наша вера как-то сразу превращается в набор каких-то правил и установлений: это можно, а это нельзя, это запрещено, а это плохо и т. д. И вот та живая вера во Христа, в живое Богообщение, жизнь в измерении встречи со Христом, о которой так прекрасно говорил в своих словах митрополит Антоний Сурожский, эта жизнь в Боге превращается в следование мёртвой букве. И это очень страшное превращение, это очень опасная метаморфоза духовной жизни, которая приводит к тому, что верующий человек становится раздражённым, замкнутым, что он всего боится, боится нарушить то или иное установление, вместо того чтобы жить в Боге и чувствовать призыв Бога. Потому что, когда человек чувствует призыв Бога и чувствует, как ведёт его Бог по жизни, он никогда не сделает дурного, поскольку не к дурному ведёт нас Бог. И вот это очень важно. Поэтому, наверное, тот главный грех, ту главную слабость, которую необходимо приносить на исповедь, это наша оторванность от живой веры в Бога, от той веры, которая преображает нашу жизнь и удивительным образом, образом непостижимым делает нас другими.

Часто вы, братья и сестры, спрашиваете на исповеди совета, как поступить в том или ином случае. И очень часто священник не может дать этого совета, потому что священник – не юрист, который знает все законы, священник – не врач, специалист в той или иной области медицины. Священник очень часто, если бы хотел ответить на этот вопрос, как иной раз мы ждём этого ответа, ничего не мог бы сказать и не скажет, в особенности, хороший священник, который с ответственностью относится к исповеди. Но на исповедь на самом деле мы приходим не для того, чтобы получить ответ, как мы приходим на консультацию к юристу, или к врачу, или к психологу и получаем ответ. На исповедь мы приходим для того, чтобы восстановить разорванные связи с Богом, для того, чтобы пережить какую-то пронзительную встречу со Христом, ту встречу, которая, действительно, делает нас другими, ту встречу, которая, действительно, помогает нам жить. И тогда уже не священники даёт ответ, но Сам Господь придёт в наше сердце и Сам Господь невидимо скажет, как поступать в том или ином случае.

Вот почему так важно – как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн: это встреча со Христом, это переживание удивительной и прекрасной встречи с Ним. Вот почему так важно приходить на исповедь и говорить Богу через священника то, что у тебя на душе. И совсем не обязательно, что священник ответит что-то на ваши слова. Я знал таких священников – они прекрасно умели исповедовать, которые вообще на исповеди только слушали и ничего не говорили, а просто покрывали епитрахилью голову пришедшего и читали молитву. Потому что не человеческого ответа пастыря, на самом деле, ждёт исповедующийся, но ответа Бога. И этот ответ Бога очень часто приходит нам через сердце. Поэтому, наверное, главное умение человеческой жизни – это всё-таки умение молиться, это всё-таки умение раскрыться перед Богом, распахнуть навстречу Богу своё сердце и затем в тишине услышать голос Божий, голос Бога, Который ответит нам на все наши просьбы. Поэтому будем учиться молитве, дорогие братья и сестры, молитве, которая укрепляет нас в самые трудные моменты нашей жизни, молитве, которая, когда надо делать выбор, когда надо упорно над чем-то работать, когда надо решить какую-то задачу в школе или подготовиться к экзамену или зачёту, такая молитва укрепляет нас и даёт нам новые возможности, потому что Сам Бог через это входит в наше сердце и даёт нам новые силы.

Будем учиться пускать в сердце Бога, и тогда жизнь наша будет прекрасна, и тогда мы никогда не будем попадать в тупики, из которых нет выхода, потому что у Бога есть выход из любого тупика. Попросим прощения, братья и сестры, за то, что мы сказали Богу в нашей безмолвной молитве сейчас. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Братья и сестры, если кто-то из вас никогда не был на исповеди и сегодня пришёл первый раз... вот у меня была сегодня женщина, которая первый раз пришла на исповедь сегодня. Я поздравлял её с тем, что, наконец, она сделала этот шаг, и состоялась её встреча с Богом в таинстве Церкви Христовой. Вот если кто-то никогда не был на исповеди и не успел подойти к священнику сегодня, то пока не надо причащаться, а подойдите к иконе Божьей Матери, мы после того, как преподадут Святые Тайны, подойдём к вам, выслушаем вас и постараемся вас причастить. Вот об этом мне хотелось предупредить особенно.

Дети, проходите вперёд причащаться Святых Христовых Тайн. Братья и сестры, пока не причастится последний из нас, мы все причащаемся его устами, поэтому будем сохранять благоговейное и радостное молчание, пока последний из нас не причастится Святых Христовых Тайн. Не будем мешать Богу работать и входить в сердце наших братьев и сестер.

Да хранит, да благословит вас Господь!