1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Памяти о. Александра

Литургия

(Ин 5: 24-30)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какая большая цифра – 15! 15 лет назад ушёл из видимой жизни отец Александр. Вместе с тем это так мало, потому что так ощущается его присутствие среди нас. И каким-то образом, через свои книги, через свою проповедь, через свои тексты, влияет, воздействует на нас и сегодня отец Александр. Его живое слово приводит к Богу всё новых и новых людей. В самых неожиданных местах можно встретить его книги. И оказывается, что люди, действительно, становятся христианами благодаря тому, что кто-то прочитал «Сына Человеческого», а кто-то – один из томов его многотомной истории пути человечества к Богу – этого замечательного исследования, в котором он в художественной форме и, вместе с тем, научно рассказывает о том, как от самых истоков первобытных религий и вплоть до Откровения люди шли по этой дороге, которая ведёт к Богу.

Братья и сестры! 15 лет – это, казалось бы, много с какой-то стороны: в это время успели родиться, вырасти, пойти в школу и уже почти дорасти до высшей школы дети. С другой стороны, это, конечно, очень мало, потому что боль от разлуки, боль от расставания, она по-прежнему  остра, её по-прежнему трудно пережить. Мы знаем, братья и сестры, что отец Александр призван к Богу. Как сказала одна из его ближайших помощниц, уже теперь покойная, Мария Витальевна, когда убили отца Александра: значит, он нужен там, значит, он нужен в Царстве Небесном, значит, он нужен Богу. Да, наверное, это, действительно, так. Хотя, конечно, нам без него трудно, потому что в такое время, потому что в такое время, когда совершается, действительно, гигантский переход от неверия к вере, от сплошного атеизма к тому новому христианству на Руси, которое, в общем, возникает в муках, тяжело приходят люди к Богу. Нужно в эту эпоху его слово, его присутствие. Ну и мы как-то верим, что он оттуда молится за нас, что он оттуда ведёт нас и подсказывает невидимым образом нам как раз то, что мы должны делать. Главное, братья и сестры, конечно, заключается в том, чтобы быть ближе друг к другу, чтобы держаться друг за друга, чтобы считать друг друга, справедливо считать друг друга друзьями. Когда отец Александр создавал малые группы для чтения Евангелия и совместной молитвы, это было запрещено. Эти группы собирались конспиративно, потому что, если бы узнали о таких собраниях, то, конечно, многих бы арестовали. А теперь совсем иное время, теперь в этом плане уже никого не преследуют, и поэтому, конечно, мы должны собираться по группам, чтобы уже потом группы собирались в приход. Как-то знать друг друга, знать о проблемах друг друга, друг друга поддерживать, друг друга подхватывать в нужный момент. Всё это так важно, всё это так необходимо, всё это, действительно, создаёт нашу христианскую семью, создаёт особый совершенно способ отношений между людьми, который и называется церковью. И вот когда недавно, буквально на днях, умирала Вера Михайлова, то сколько народу было рядом, сколько людей старались её поддержать – кто молитвой, кто какими-то, совершенно реальными действиями; все были рядом, все были вместе. И Веру, у которой не было ближайших родственников, проводили так, как будто у неё было множество ближайших родственников. Потому что, действительно, здесь у нас, в этом храме, в этом приходе она обрела свою настоящую семью, своих родных братьев и сестёр, которые поддерживали её при жизни, которые проводили её, когда Вера ушла.

Братья и сестры, вот это как раз то, что завещал отец Александр – держаться друг за друга и друг другу помогать, и друг на друга опираться, и быть по-настоящему, не в каком-то виртуальном плане, а по-настоящему, поистине братьями и сестрами. Давайте помнить об этом всегда, давайте держаться за отца Александра, потому что лучшего, наверно, нельзя придумать человека, который ведёт нас ко Христу. Отец Александр – он, как Вергилий ведёт Данте, по жизни ведёт нас и приводит, как Вергилий приводит у Данте в «Божественной комедии», так и он приводит нас к Богу. Вот это удивительно, что встреча со Христом, она совершается благодаря его трудам, и книгам, и молитвам, и его духовному наследию, и той атмосфере, которую он нам завещал. Благодаря всему этому всё новые и новые. И наша с вами вера постоянно обновляется. Вот это обновление веры, это ведь тоже что-то очень важное. Трудно представить себе отца Александра без Библии. Это был человек, который знал Священное Писание, любил Священное Писание и учил всех нас читать и любить Священное Писание. Трудно представить отца Александра без Евхаристической Чаши в руках, потому что он так благоговел перед Евхаристией, так благоговейно Евхаристию совершал, что сразу становилось ясным, что это какой-то особый мистический центр всего нашего бытия, всего нашего существования.

Давайте никогда не будем забывать об этом, не будем отрываться от Таинства Евхаристии, не будем отрываться от чтения Священного Писания, не будем отрываться от молитвы, которую иногда нужно совершать дома на коленях, заперев все двери, в присутствии одного лишь Бога. А иногда необходимо совершать вместе, собравшись с братьями и сестрами. Будем помнить об этом и благодарить Бога за то, что Он посылает в этот мир таких людей, как наш отец Александр Мень.

Братья и сестры, сейчас совершим вместе с вами панихиду по отцу Александру и после этого двинемся каждый к своему делу.

 (панихида)

Вечную память да подаёт Милосердный Господь всем, здесь ныне нами поминаемым. Мы как-то чувствуем, мы как-то ощущаем это сердцем, что отец Александр среди святых молится о нас Богу. Будем просить его молитвенной помощи, будем молиться не только о нём, будем молиться ему. Потому что такие великие праведники, такие пастыри, такие люди – они сразу, умирая, приходят к Богу для того, чтобы там, Горе, молиться за нас. Только можно сказать: Господи, благодарим Тебя за то, что мы жили рядом с ним; благодарим Тебя за то, что мы его, отца Александра, современники, что мы люди его эпохи.

Вот что мне хотелось, братья и сестры, вам сказать. Да благословит вас Господь!