1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Памяти отца Александра Меня

Литургия (Мк 11: 27-33)

 

Поздравляю вас с праздничным днём, братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Сегодня, в этот день, мы как-то особенно молились об о. Александре вместе с отцом Александром и чувствовали как-то особенно его молитву, во всяком случае, я чувствовал его молитву сегодня очень сильно. Удивительно, какова милость Божья. Удивительно, как Бог помогает людям в самых невероятных обстоятельствах, в самых невероятных ситуациях. Наверное, не случайно в наш сложный век, в век, когда в ХХ столетии насильственно насаждалось безбожие, насильственно насаждалась классовая идеология, которая настраивала человека против человека, когда господствовал в стране тоталитарный режим, когда сначала были разрушены, а потом всё больше и больше закрывались храмы, когда не печаталось Евангелие, и только те имели возможность читать Библию, у кого сохранилась она с дореволюционных времён. Когда уж действительно безбожие насаждалось, как ни в какой другой стране или, может быть, где-нибудь в Кампучии; когда и среди священнослужителей очень часто царило равнодушие, если не открытое безбожие. Вот в этот какой-то чудовищный век Бог посылает в мир такого человека, каким был о. Александр. Ведь, действительно, бывает в мире множество знаменитых людей, прекрасных, чистых, мудрых, светлых. Но вот если захочется с кем-то сравнить отца Александра, то это не получится. Каждого можно сравнить с преподобным Сергием или Серафимом, или с Франциском, или с кем-то ещё. Когда-то сказал Алкивиад в платоновском диалоге «Пир» о том, что всех людей можно с кем-то сравнить, а вот Сократа нельзя сравнить ни с кем, он ни на кого не похож. И вот также ни на кого не был похож о. Александр. Он как-то был абсолютно сам собой, и, конечно, можно было прямо и смело сказать – таких людей не бывает. А вот тем не менее именно такой человек был послан в нашу страну к нашим душам, к людям с разрушенным полностью, совершенно внутренним миром. Удивительно, в какой степени все, кто его знал, поняли, какой это человек. И те, кто приезжал в Новую деревню из Москвы, и те, кто приходил из соседних со Сретенской церковью домов, и самые простые люди, почти безграмотные, и интеллектуалы высшего полёта – в общем, все понимали, кто такой отец Александр. И даже его недруги тоже понимали. Нет, наверное, это всё-таки действительно от Бога – всё то, что для каждого и каждой из нас, вне зависимости от того, знали мы отца Александра при жизни или не знали, он как-то по-особенному лично близок, что он оказался для всех лично близким человеком. И в этом тоже его какая-то удивительная загадка, разгадка которой – Христос. Потому что есть люди чистые, есть люди справедливые, есть люди мудрые, есть великие аскеты и великие праведники. Но вот о. Александр был человеком, который умел открыть людям, как никто, присутствие Христово среди нас. Он как-то умел вовремя полностью исчезнуть, чтобы оставить нас один на один с Христом. И, конечно, это умение исчезнуть – это трудное умение. Это вот как Вергилий у Данте в «Божественной комедии» вдруг в какой-то момент исчезает. И так же из нашей жизни о. Александр в какой-то момент ушёл. На самом деле, наверное, так было нужно. Раньше или позже, может быть, не сегодня, а через 5, 10 лет он всё равно бы ушёл. Он ушёл, с нашей земной точки зрения, несправедливо рано, несправедливо рано. Но с другой стороны, понятно, что он ушёл, чтобы оставить нас со Христом. Он ушёл и, уходя, именно сказал, что я не бросаю вас, потому что с вами Христос. И как-то удивительно сумел показать нам, что с нами Христос, что здесь Он, наш Господь, среди нас, и что нам нечего бояться, и что нам нечего страшиться, потому что здесь Христос, с нами Христос. Потому что Господь, как он говорил во время литургии, так и действительно Он среди нас, где бы мы ни находились и что бы мы ни делали.

Вот это, конечно, чувствовать очень важно именно каждое мгновение нашей жизни, потому что в лучшие минуты мы всегда чувствуем, что рядом Господь, в лучшие минуты в церкви, во время службы, мы всегда переживаем единство со Христом и близость Божию. Но Господь среди нас и в самые тяжёлые минуты, в минуты болезни и испытаний, в минуты, когда с нами ссорятся наши близкие, которые нам очень дороги. И вот вдруг происходит что они с нами ссорятся. И в эти минуты с нами Христос и рядом Христос. Он не бросает нас никогда. Когда нас бросают друзья и близкие, когда мы по каким-то причинам остаёмся одни, Христос с нами. И вот это отец Александр сумел рассказать нам и доказать нам удивительным образом. И когда думаешь действительно, что он так рано ушёл для того, чтобы сказать, что с нами Христос. Хотя это бесконечно трудно пережить. И конечно, понимаешь, что о. Александр настоящий святой.  И, конечно, я помню, когда через год примерно после его смерти я был в Париже и пришёл к парижскому архиепископу кардиналу Жан Мари Люстиже, он прямо сказал, когда я вошёл к нему в комнату: «Отец Александр святой, отец Александр у престола Божия, отец Александр молится за нас». Но мы это все прекрасно понимаем. Конечно, очень трудно переживать то, что физически его рядом с нами нету. Если бы вас не было, вообще было бы невозможно жить, не нужно было бы жить. Слава Богу, что есть вы, что есть наша община, что есть отец Александр Борисов, что есть столько замечательных людей. Одних я знаю много-много лет, других узнал совсем недавно. Все вы такие близкие, такие дорогие, такие нужные. И, наверное, это отец Александр подарил нас друг другу. Вот Е. Ю. Гениева, Катя, она всегда говорит, что нас отец Александр подарил друг другу для того, чтобы мы вместе были со Христом и вместе совершали труд, к которому зовёт нас Господь наш Иисус Христос, и вместе молились, и вместе трудились, и всегда, и в радостные и в трудные минуты были бы вместе.

Мне тут недавно сказали – я, наверное, напишу об этом в нашей «Приходской газете», что я свожу духовную жизнь к социальной работе. Но как-то нас всегда учил отец Александр, что христиане мы тогда, когда мы что-то делаем вместе. Слава Богу, что есть Детская больница и дети в ней, с которыми мы можем работать и которым мы можем помочь. И слава Богу, что есть наши бомжи, которых мы можем накормить, и те бедные люди, которым мы можем предложить одежду. И слава Богу, что есть Институт протезирования, где мы можем помочь, есть тюрьмы, в которых мы можем потрудиться. Слава Богу за это, что есть люди, ради которых мы можем жить и для которых наша вера. Потому что, конечно, наша вера – это не какое-то самоутешение. Наша вера – это не опиум для народа, как Маркс говорил, имея в виду, что опиум – это обезболивающее, и что в трудных обстоятельствах жизни вера – это намного больше, чем обезболивающее. Вера во Христа, вера в Бога действительно окрыляет и обновляет нас и действительно делает нас новыми людьми. А мы с вами будем благодарить Бога за то, что Он посылает в мир таких людей, как отец Александр, которые нам, неразумным, раскрывают правду о Боге и делают нас учениками Иисуса. И делают нас друзьями, как Сам Иисус сказал о своих учениках, друзьями Христовыми. Вот за это будем благодарить Бога и будем благодарить нашего дорогого отца Александра, который собрал нас здесь вместе, чтобы мы все вместе совершали Таинство Евхаристии и вместе от одной Чаши причащались Святых Христовых Таин, как настоящая семья. Как настоящая семья, во главе которой стоит Христос.