1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Превратить нашу жизнь в молитву

(Литургия)

   

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры дорогие, сейчас перед причащением Святых Христовых Тайн, в тот момент, когда завершается Божественная Литургия нашей зримой встречи с Господом Иисусом Христом в Тайной Вечере, потому что иногда мы почему-то забываем о том, что наше участие в Литургии и причащение Святых Христовых Тайн – это наше участие в Тайной Вечере, – мы в этот момент вместе с ближайшими учениками Иисусовыми, вместе с теми, кого Он называет уже не рабами, но друзьями, вместе с ними участвуем в Тайной Вечере, последней трапезой Иисуса с его учениками. Это великое событие, это удивительный дар, что мы можем, несмотря на то, что нас, казалось бы, от этого момента отделяют почти два тысячелетия, но что вот мы, вопреки всему, вопреки времени, географии, логике, вопреки всему этому, мы участники Тайной Вечери. Об этом, конечно же, никогда не нужно забывать.

 И, конечно же, братья и сестры, мы приходим с вами в церковь, приходим с вами к Господу, приходим к Богу с проблемами, иногда незначительными, иногда несерьезными, а иногда очень глубокими, очень серьезными, а подчас и такими, когда надо выбирать, что называется, между жизнью и смертью. Церковный человек в какой-то момент понимает, что этот выбор в жизни можно сделать только с Богом, только Его благодатью, только при Божьем благословении. Конечно, нам надо учиться впитывать в себя благодать Божию, прежде всего через нашу молитвенную жизнь.

Сейчас, когда выходит много книг, я имею в виду, прежде всего, книги митрополита Антония, где говорится о молитве настоящей, подлинной, глубокой, о молитве, которая пронизывает всю жизнь человека, они тем хороши, эти книги, что владыка Антоний всегда говорит, имея в виду конкретных людей, имея в виду не вообще абстрактного слушателя, а, что называется, нас с вами. Поэтому старайтесь учиться молитвенной жизни у митрополита Антония. И, вообще, конечно, наша задача в том, чтобы превратить нашу жизнь в молитву, чтобы молитва присутствовала в нашем сердце вне зависимости от того, что мы делаем, находимся ли мы на работе, заняты ли мы напряженным трудом, потому что, когда молитва пронизывает наш напряженный труд, он становится совсем другим. Можем мы подумать с вами и о том, что молитвенное состояние, жизнь в молитве делает наши отношения с людьми, с нашими близкими, с нашими друзьями, с людьми на улице и т. д., они делают совсем другими. На самом деле, конечно, важно не прочитывать утреннее и вечернее правило, а важно, чтобы вся жизнь была пронизана молитвой.

Мы часто жалуемся на то, что не хватает времени и не хватает сил на молитвенное правило. Повторяю, это не самое важное. Самое важное, чтобы вся жизнь была молитвенной, чтобы Иисусова молитва или просто принятие сердцем имени Иисусова наполняло нашу жизнь: жить со Христом, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, когда он назвал свою книгу «Моя жизнь во Христе». Присутствие  Божие ощущать каждое мгновение жизни и за каждое мгновение благодарить Бога. Если мы будем жить с вами так, то тогда все начнет изменяться, все начнет исправляться в нашей жизни, все начнет преображаться. Поэтому давайте стараться выполнять ту единственную заповедь, к которой Господь применяет слово «непрестанно», – заповедь о молитве. Нигде не говорится о том, что мы непрестанно должны что-то делать, что мы непрестанно должны работать, что мы непрестанно должны проявлять какие-то добрые отношения к своим друзьям. Нет, слово «непрестанно» прикладывается Иисусом Христом только к молитве. И вот это как-то очень важно и необходимо понять и почувствовать.

Помолимся вместе, чтобы простил и укрепил нас Господь, а я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

        (Многая лета – о. Александру в день рождения)