1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Причащаться во оставление грехов

Литургия

(общая исповедь)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Помолимся, братья и сестры, перед тем, как причащаться Святых Христовых Тайн; перед тем, как подойти к Чаше, которую Сам Христос протягивает навстречу каждому и каждой из нас. Наверное, это очень важно понимать, что в таинстве Евхаристии мы, действительно, встречаемся со Христом и, действительно, становимся участниками и участницами Тайной Вечери Христовой.

Таинство Евхаристии, оно побеждает время и расстояния, и мы все встречаемся на Тайной Вечери со Христом и Его апостолами, когда причащаемся Святых Христовых Тайн. Это великое событие в жизни каждого человека. И очень важно, чтобы наше участие в Божественной литургии не превратилось в какую-то благочестивую привычку, к чему мы приступаем каждый воскресный день или даже чаще. Хорошо, когда есть возможность участвовать в Божественной литургии каждый день, это самое большое счастье, наверное, – каждый день причащаться Святых Христовых Тайн, участвовать в Божественной литургии. Но как бы часто мы ни причащались, очень важно чувствовать, что каждый раз, подходя к Чаше, мы подходим к Ней, быть может, последний раз, быть может, так случится, что мы не подойдём к Чаше больше никогда. Очень важно, чтобы каждый раз причащение наше было огромным, удивительным, прекрасным и уникальным событием. И для этого, конечно, необходимо готовиться к участию к Божественной литургии. Для того, повторяю, чтобы это не было какой-то благочестивой привычкой – наше причащение, но чтобы, действительно, Святые Тайны прожигали нас до глубины души и чтобы, действительно, причащаясь, мы становились новыми людьми, внутренне обновляясь и вырастая из наших слабостей и наших грехов. Ведь так говорит священник, преподавая Святые Тайны: «Причащается раб Божий...», и дальше священник называет имя причащающегося «...Животворящего Тела и Пречистой Крови Христовой во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь». Мы причащаемся во оставление грехов, чтобы вырасти из наших грехов и слабостей, чтобы преодолеть их власть над нами. И поэтому очень важно, чтобы наше участие в Божественной литургии всегда было сопряжено с духовным ростом, всегда было сопряжено с преодолением слабостей наших и грехов. Потому что очень часто бывает так, что мы просто благочестиво подходим к Чаше, а этого мало. Повторяю: причащение должно быть огромным по своей значимости, всё переворачивающим, всё преображающим событием. И вот к этому давайте стремиться для того, чтобы изменяться лучшим изменением, и для того, чтобы становиться другими, становиться Божиими, становиться, действительно, членами семьи Христовой. Потому что, преподавая нам Святые Тайны, Господь делает нас членами Своей семьи. Ведь пасхальный седер, пасхальная трапеза у евреев в основу положенная Иисусом в Тайной Вечери, – это, прежде всего, пасхальная семейная трапеза. И очень важно понять, что действительно мы причащаемся Святых Христовых Тайн, участвуем в этой семейной трапезе, что мы – семья Христова. Об этом мы так часто забываем, погружаясь в нашу обычную благочестивую жизнь, когда в ней, кажется, есть всё: есть молитва, есть пост, есть благоговение, но как-то забывается о самом главном, что рядом Христос, что с нами Христос, что мы семья Иисусова, что без Него мы, действительно, ничего не можем. Потому что, став Его учениками, мы настолько с Ним сроднились, что вся наша жизнь – это Его жизнь. Как апостол Павел говорит: уже не я живу, но живёт во мне Христос. Как важно, чтобы мы чувствовали это, чтобы мы ощущали, как Христос вселяется в нас и живёт в нас.

А ведь очень часто этого не бывает. Но чтобы ощущать это, конечно же, надо чаще читать Евангелие, надо вчитываться,  вслушиваться в каждое евангельское слово. Быть может, учить наизусть какие-то места из Евангелия, выписывать себе на листочек бумаги два-три стиха и носить их в кармане и в течение дня возвращаться к этим евангельским стихам, чтобы они звучали в сердце, как порою звучит какая-то мелодия, как звучит порою какая-то музыка. Чтобы вот так же звучало Евангелие в нашем сердце. Мы часто напеваем какие-то мелодии. А вот если бы в сердце вот так же звучало Евангелие, какие-нибудь два-три стиха, сегодня одни, завтра другие, а потом еще какие-то, – это бы делало нас новыми людьми и это приобщало бы нас вот к этой великой тайне чтения Евангелия, которая приближает нас ко Христу и делает нас, действительно, Его учениками не только формально как христиан, но и по сути.

И вот давайте, братья и сестры, подумаем об этом и принесём нашему Господу, Учителю и Брату наши слабости и наши грехи и, безмолвно, без слов, исповедуя их, скажем: прости нас, Господи, и укрепи нас, Господи, дай нам, Господь сил и мудрости и сделай нас поистине учениками Твоими. И, так молясь, будем просить об оставлении грехов и укреплении наших сил.

А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Если, братья и сестры, есть кто-то из вас, кто никогда не был на исповеди, кто сегодня пришёл на исповедь первый раз в жизни и не успел исповедаться, то подойдите сюда, к иконе Матери Божией. Мы выслушаем вашу исповедь и потом преподадим вам Святые Тайны. Но только не подходите к Святым Тайнам просто так, не сказав первый раз в жизни то самое важное, что мы должны сказать нашему Господу и нашему Учителю.