1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Про каритативное служение

Литургия (поздняя)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Аминь, аминь, глаголю вам, яко есть среди вас такие, – говорит Иисус в этом Евангелии, которое сейчас мы с вами прочитали, – которые не успеют вкусить смерти, как увидят царствие Божие, пришедшее в силе.

Иисус говорит  о том, что Царство Божие входит в жизнь многих людей ещё до того, как они умрут. Все почти религии, с древнейших времён, так или иначе учат о загробной жизни, о том, как будет жить человек после того, как он умрёт. Вся жизнь древнего египтянина, она была подчинена тому, чтобы себе устроить как можно лучше именно эту загробную жизнь. Иисус в Евангелии нам о загробной жизни не говорит ни слова. Он говорит о жизни вечной, Он говорит о жизни в Царстве и прямо подчёркивает, что эта жизнь в Царстве, она начинается уже здесь, она начинается прежде, чем человек вкусит смерть.

Есть некий от здесь стоящих... – говорит Иисус, показывая, что не все мы такие. Но именно такими являются праведники и святые, которые уже при жизни, уже здесь, в наши дни, они встречают и понимают, что Царство Божие уже наступило, что оно уже здесь и они уже живут в этом Царстве.

И вот, конечно же, возникает вопрос, а как достичь этого. На него отвечает Сам Христос опять-таки в сегодняшнем Евангелии, когда говорит, что тот, кто погубит жизнь свою, – потому что там, где по-славянски употребляется слово душа, конечно же, имеется в виду человеческая жизнь; потому что там, где в греческом языке стоит слово псюхе, то имеется в виду еврейское слово нехеш, – тот, кто погубит жизнь свою меня ради и Евангелия, тот обретёт её, а кто будет стремиться спасать, тот погубит её.

Что значит – пытаться спасти свою жизнь? это мы понимаем: спасти свою жизнь во время кораблекрушения, спасти свою жизнь в какой-нибудь другой ситуации, то есть подумать о себе – вот что значит спасти жизнь в самом обычном, бытовом, языке. И в Евангелии то же самое. Но кто, говорит Иисус, погубит свою жизнь Меня ради и Евангелия, кто ради Меня, говорит Иисус, и ради Евангелия забудет о себе, забудет о своих удобствах, о своём материальном благополучии, тот спасёт её. И, конечно, Господь говорит о таких людях, которые, забывая о себе, служат людям. Вот как Жан Ванье, которого мы слышали в прошлое воскресенье. Человек, который мог бы устроить свою жизнь самым благополучным образом, потому что он родился в прекрасной и в высшей степени обеспеченной семье и мог бы так же обеспеченно в прекрасной вилле прожить всю свою жизнь. Но он решил погубить всё в своей жизни ради других, ради тех, кто был всеми отвержен, ради тех, кого отправляли в психиатрические дома и интернаты на всю жизнь и запирали в четырёх стенах, потому что считали умственно отсталыми. Ради этих людей Жан бросает всё и начинает трудную жизнь, которая исполнена всякого рода лишений и всякого рода испытаний  – и психологических и физических. Вот что значит – погубить жизнь свою Меня ради и Евангелия, как говорит Иисус.

Или же мать Тереза из Калькутты, которая тоже могла бы жить благополучно даже после того, как стала монахиней, могла бы спокойно жить, будучи профессором хорошего учебного заведения, преподавая своим ученикам и зарабатывая себе на безбедное существование. Но она тоже бросает всё и идёт на улицы Калькутты, а потом и других городов, служить нищим, служить прокажённым, служить всем отверженным и часами сидеть у постели умирающих, грязных и нищих и вытаскивать людей из самых страшных трущоб.

Или есть такая ещё у нас француженка, уже теперь сестра Эммануэль, которая тоже в какой-то момент своей жизни решила поселиться в трущобах, в окрестностях Каира, для того, чтобы помогать самым бедным, отверженным, голодным и т. д.

Или наша мать Мария из Парижа – поэтесса, философ, она могла писать книги, она могла бы делать карьеру мыслителя и учёного, но она бросает всё и начинает по рынкам Парижа искать продукты, из которых готовит еду для бедных, готовит еду для нищих, устраивает для них какие-то места, где бы они могли жить, потому что они бездомные, потому что иначе им придётся ночевать и умирать на улице.

Такие люди бросают и оставляют все свои удобства и, действительно, губят жизни ради Христа и Евангелия. Или, как любил об этом вспоминать митрополит Антоний, владыка Вениамин Федченков, который, когда однажды будущий владыка пришёл к нему, увидел, что он спит на полу, потому что, оказывается, у него в постели спал один нищий, а на диванчике другой, и весь дом был забит несчастными людьми, которым было некуда деваться. Понятно, что такая жизнь, такая дорога, такой путь, такая решимость – погубить свою жизнь Меня ради и Евангелия, эта дорога доступна далеко не всем. Поэтому и говорит Иисус: есть здесь некие из тех, кто почти стоят... не все, далеко не все мы такие, но все мы должны понимать, что вот это и есть образ христианской жизни, и по мере сил, по мере возможностей, кто как может, но стараться хотя бы как-то воплощать этот образ в нашей ежедневной жизни. У кого-то это получается, у кого-то не очень. Но на самом деле, если мы верим Христу, если мы хотим быть христианами, то задача наша – стремиться вот к этим, обозначенным в Евангелии, высотам, хотя бы сколько-то стараться поступать так, как поступали эти люди.

На самом деле, опыт показывает, что мы это можем, что мы можем иногда часть нашего времени погубить, как говорит Иисус, ради Его Евангелия: отказаться не от всего, что мы зарабатываем, но хотя бы от части того, что мы зарабатываем. И вот эта дорога, пусть мы находимся только в её начале, но это и есть дорога, ведущая в Царство Божие. И, конечно, теми или иными способами, но очень важно вступить на эту дорогу. Стараться смиренно и просто, абсолютно не задумываясь о результатах и абсолютно не пытаясь оценить себя со стороны, стараться служить тому, кому плохо, стараться служить тому, кто раздет, стараться служить тому, кто голоден, потому что Сам Христос говорит, что на Страшном Суде нас будут судить не за то, что мы не постились, или не молились, или ещё чего-то другого не сделали или делали, но за то, накормили мы нищего или нет, напоили жаждущего и приютили бездомного или нет, одели нагого, дали ему одежду или не дали.

Вот почему так важно то, что называем каритативным служением. И очень часто богословы говорят, что каритативное служение – это что-то такое второстепенное, вот главное – другое. А на самом деле оказывается, что именно оно, служение ближнему – это то самое главное, то самое важное, к чему призывает нас Христос. Слава Богу поэтому, что мы можем с вами хотя бы кого-то накормить здесь, в нашем храме, из тех бездомных, которые к нам приходят, что мы можем кого-то одеть, собирая одежду для бедных и одежду и еду для беженцев. Слава Богу, что мы можем помочь детям в клинической больнице или в Институте протезирования. Поэтому будем стараться участвовать в этом кто как может. Будем стараться отдавать лишнюю одежду, в которой у нас нет необходимости, для того, чтобы могли наши сестры, которые здесь трудятся, раздать эту одежду нищим и беженцам. Будем стараться собирать какие-то деньги, будем стараться собирать продукты, когда это необходимо, для беженцев, и будем стараться служить этим людям. Потому что без этого служения мы не христиане, как бы много мы ни молились, как бы сурово мы ни постились, но без служения ближнему наша христианская жизнь – ничто. Поэтому будем стараться выполнять этот призыв, который обращает к нам Господь, для того чтобы, помогая другим людям, мы и сами изменились, мы и сами преобразились и уже сегодня, уже при жизни нашей прикоснулись к тому, что есть великая радость жить в Царствии Божием, принадлежать к Царству Божиему, потому что большей радости нет. Именно это делает людей другими, и только это делает людей по-настоящему счастливыми. Достаточно посмотреть на тех людей, которых я вспомнил сегодня, посмотреть на их улыбку, посмотреть им в глаза для того, чтобы понять, что они живут в ином измерении, нежели очень часто живём мы; для того, чтобы понять, что Царство, действительно, коснулось их и, действительно, до глубин их преобразило.

Совершенно не нужно было, на самом деле, слушать проповеди митрополита Антония, потому что было достаточно взглянуть ему в глаза, было достаточно услышать от него слово какого-нибудь самого простого приветствия для того, чтобы понять, что он знал не по книгам, а по личному своему опыту, что такое жизнь в Царстве, что такое – принадлежать Царству, что такое – принадлежать великой радости, в которую вводит нас Христос. Но, конечно, даётся это трудом, даётся это той особой жизнью, которую они прожили, которой они живут, как Жан Ванье и мать Тереза, которые, действительно, оставили всё для того, чтобы служить бедным.

Давайте оставим хоть что-нибудь для этого, и Господь нам поможет, поднимая со ступеньки на ступеньку, иногда задерживая на каких-то ступенях для того, чтобы поднять на следующую, может быть, через год, а может, через 10 лет. Лестница эта – штука не простая. Но давайте же подниматься по этой лестнице, которая ведёт ко Христу, которая ведёт к Богу, которая ведёт в Царство Божие.

 

С праздничным воскресным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

Напоминаю вам, что в ближайшие дни будут совершаться богослужения, хотя обычно по понедельникам и вторникам служб не бывает, но завтра память святой мученицы Людмилы, а во вторник память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поэтому будет совершаться Божественная литургия. И далее по расписанию.

Хотелось ещё сказать, что, конечно, очень важно, чтобы мы с вами не делили друг друга. В самом деле, и отец Александр сегодня говорил и я уж начал об этом говорить, чтобы мы не делили друг друга на людей умственного труда и людей физического труда, потому что на самом деле людям, которые, в основном, занимаются трудом умственным, бывает необходим физический труд не только как упражнения для мускулатуры, а именно как что-то духовное и изменяющее нас изнутри. И также люди, обычно занимающиеся физическим трудом, в какие-то моменты жизни оказывается, что они способны к труду умственному. Поэтому очень важно, чтобы мы не разделяли друг друга на какие-то категории.

Вы знаете, что у Платона там, в «Государстве», все люди разделены на категории: одни делают одно, другие другое, третьи третье, как всем положено. Всё расписано очень строго, кто что делает, кто чем занимается. На самом деле, в реальной жизни, тем более в христианской жизни, этого не должно быть. И опыт показывает, что и физический труд, он порою одухотворяет чрезвычайно.

Вот вчера мы с нашей прихожанкой, моим другом Анной Ильиничной Великановой были на вечере, посвящённом французской писательнице Симоне Вайль, и как раз говорили о том, что тот факт, что она пошла работать на завод в какой-то момент своей жизни, он глубоким образом изменил её изнутри. Именно это привело её к открытию для себя Христа и открытию для себя Евангелия. Наверное, и мы должны в какие-то моменты оставить привычную работу и взяться за какую-то другую. И через это нам, быть может, что-то очень важное, что-то абсолютно необходимое скажет Бог.

Вот что мне хотелось ещё сказать, дорогие братья и сестры. С миром изыдем. Бог вас всех благословит!