1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Прожить эти дни с Евангелием

Литургия Преждеосвящённых даров

Поздравляю вас, дорогие братья и сёстры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь. С миром изыдем. И помнить надо, что приближается Страстная седмица, надо подготовиться к этим спасительным дням, которые, конечно, очень много дают каждому и каждой из нас. Надо помнить, что прийти на все службы, разумеется совершенно невозможно. Физически это невозможно, во-первых, а во-вторых, храм, конечно, не вместит всех. Разумеется, очень трудно бывает молиться, скажем, и когда совершается служба 12 Евангелий вечером в четверг на Страстной седмице. Когда храм переполнен, тогда, конечно, это физически трудно. Поэтому, может быть, имеет смысл дома почитать, посмотрев по указанию, какие это Евангелия. Дома встать на коленки, спокойно, в пустой комнате, и почитать 12 Евангелий. Так же и в другие богослужебные  дни.

Главное – прожить в эти дни с Евангелием, главное – в эти дни как-то чувствовать близость Христову каждый час, каждое мгновение. Пережить каждое событие Страстной седмицы, идя по крестному пути вслед за нашим Господом и Спасителем. Вот это самое главное. Ну и, конечно, очень важно сделать какую-то уборку к дню Святой Пасхи, приготовить какое-то угощение и т. д. но очень важно, чтобы всё это не заслонило то главное, ради чего мы вспоминаем об этой неделе и о дне Христова воскресения. Это так бывает часто, –  хлопоты по хозяйству заслоняют всё остальное, заслоняют самое главное. Это, конечно, абсолютно недопустимо. И вот мне кажется, что Пушкин в «Евгении Онегине» прекрасно показал то, в каком тупике находилась прежняя российская религиозность, когда он говорит: «У них на масленице жирной водились жирные блины». То есть их религия, их вера заключалась в том, что они пекли блины, что они пекли куличи, красили яйца и когда-то варили судака или осетра и ещё что-то такое, но прежде всего о каких-то таких чисто пищевых вещах. Я думаю, потому и революция произошла в России, что Россия, будучи страной крещёной, не была просвещена, и потому, что в России религия выражалась, прежде всего, в каких-то таких, чисто материальных, пищевых, по сути дела, языческих вещах. Именно потому в революционные годы народ как-то отшатнулся от религии.  Ведь неужели не было репрессий против верующих и духовенства в других странах? А во Франции во времена Великой французской революции какие были страшные репрессии. И ведь выстояла же как-то христианская Франция, не отпала от Бога, хотя настолько препятствовали совершению богослужений люди, что потом кюре из Арса описывал, как когда он был мальчиком и первый раз его тайно привели в какой-то овин или хлев на Мессу, то пока священник служил, какие-то крестьяне в это время что-то громко кололи, или приколачивали, или прибивали, чтобы никто из шпионов власти, якобинцев, не услышал, что совершается Божественная Литургия. Для того, чтобы священника тут же не убили, для этого, пока он служил, крестьяне всячески шумели как можно громче во дворе. Вот в таких условиях служили люди Литургию. Всё равно Франция не отпала от Бога.

И то же самое с Польшей, которая не отпала от Бога, не смотря на то, что, конечно, из Москвы шли каждый день циркуляры, что надо усилить атеистическую работу и т. д.

А у нас произошло это, в общем, потому, что народ в прежние времена был, конечно, от Бога далёк, народ знал только какие-то внешние вещи. Помните этот ужасный, страшный просто рассказ Чехова о том, как брат и сестра убили другого своего брата за то, что он попросил на Страстной неделе постного маслица в картошку. Вот это очень грустный такой, трагический, действительно, рассказ, потому что он показывает, что было. И наша с вами задача – не повторять то дурное, что было. Наша с вами задача заключается в том, чтобы всё-таки главным содержанием нашей жизни была близость ко Христу, чтобы мы чувствовали присутствие Христово в нашей жизни каждое мгновение, чтобы мы острейшим образом переживали встречу с нашим Спасителем: и когда мы читаем Евангелие и слышим Его слова, и когда мы причащаемся Святых Христовых Таин и встречаемся с Ним в таинстве Евхаристии, встречаемся с Ним лицом к лицу. Вот когда именно эта встреча станет главным содержанием нашей жизни, станет центром нашей жизни, вот тогда, действительно, начнёт меняться и всё вокруг, тогда, действительно, и жизнь вокруг станет другой. Поэтому, конечно, главная наша задача в том, чтобы стараться быть христианами по сути, нести слово Христово и нести Самого Христа в наших сердцах. Вот как сейчас, когда мы причастились и никто не мешал нам совершать Божественную Литургию, и не надо было каким-то добрым крестьянам стучать молотком громко, чтобы заглушить голос священника и пение хора, для того чтобы не услышали представители власти, не пришли, не закрыли церковь, не схватили и т. д. Когда этого ничего нет, конечно, за это необходимо Бога благодарить и стараться во всём быть ближе к Богу, чтобы девизом нашей жизни были слова – «больше Бога, больше Бога в ежедневной нашей жизни, больше Бога в нашей молитве, больше Бога в нашей работе, в наших житейских переживаниях». Пускать Бога туда, где находимся мы, что бы мы ни делали, где бы мы ни находились. Потому что это очень важно, чтобы мы с Богом встречались не только в церкви, но чтобы и дома, и на работе, и когда мы едем куда-то в метро, на трамвае, на автобусе и т. д., чтобы с нами был Христос. И чтобы через Христа связь с Богом не прерывалась бы ни на мгновение, вне зависимости от того, молимся мы сейчас или не молимся, или делаем работу, или читаем какую-то книгу, или общаемся с нашими детьми, с нашими родителями, с нашими друзьями – во всём присутствие Бога так важно! И так важно и необходимо узнавать присутствие Божие во всём: узнавать присутствие Божие в природе, узнавать присутствие Божие в веянии тихого ветра, как говорится в Священном Писании про пророка Илию; узнавать Бога в сиянии голубого неба, в распускающейся листве, в траве; узнавать Бога в цветах, в пении птиц; узнавать Бога в людях, которые встречаются нам на нашем пути; узнавать Бога в детях и в старых людях, которые встречаются нам на дороге; узнавать Бога в тех событиях, которые происходят вокруг нас. Это тоже так важно, это тоже так необходимо – узнавать Бога во всём. Тогда, действительно, другою будет наша жизнь, потому что сами мы будем другими. И всё, что будет нами создаваться, всё, что будет выходить из-под наших рук, сами отношения наши с людьми вокруг, всё это будет другим.

Вот об этом давайте молиться, к этому стремиться, ради этого стараться. И, конечно же, какое-то особое время на этом пути к богу, это та Страстная седмица, которая вот уже совсем скоро наступает.

Вот что, братья и сестры, мне хотелось сказать вам в этот день.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!