1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

С молитвой о всех

...Мы будем молиться с вами сейчас о всём мире, будем молиться о нас самих, о наших братьях и сестрах, о тех, кого мы помним и о ком мы забываем. Очень важно, чтобы наша молитва была молитвой о всех, о всех, без какого бы то ни было исключения. Мы будем совершать Вечерню с пением «Свете тихий, святые славы Бессмертнаго Отца небесного» и, после этого, сподобимся причащения Святых Христовых Таин все вместе, едиными устами и единым сердцем. И хочу в особенности сказать, братья и сестры, тем, кто пришёл сегодня на исповедь и не успеет исповедаться во время сегодняшней службы. Хочу вам сказать, братья и сестры, что ведь мы приходим на исповедь не к священнику, а к самому Христу. И поэтому самое главное можно сказать без слов, самое главное можно сказать, не прибегая к помощи священника. И только в силу нашего маловерия нам требуется исповедь у священника. Потому что если бы наша вера была по-настоящему сильной, то мы могли бы с вами встать на колени и всё сказать Богу, и почувствовать, что Бог услышал каждое наше слово. А нам с вами нужно какое-то человеческое уверение в том, что Бог слышит. Неужели Богу нужно ухо священника для того, чтобы услышать нашу исповедь? Конечно же, нет, конечно, Бог услышит её и без посредства священника. И это очень важно помнить и иметь в виду. Поэтому давайте вот сейчас, во время этих чудных песнопений «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою, воздеяния руку моея, жертва вечерняя», давайте молча, без слов, скажем Господу нашему Иисусу Христу всё, что мы хотели сказать. И услышит нас Господь.

В нашей жизни, вообще, должно быть больше места для Господа, больше места для Христа, больше места для Его Евангелия, для того чтобы быть, действительно, Его учениками. Потому что очень часто бывает так, что мы приходим в церковь просто за какой-то помощью свыше. Не для того, чтобы встретить там Иисуса, не для того, чтобы пережить встречу с нашим Господом и Учителем, каждое слово Которого для нас драгоценно, нас укрепляет и делает, действительно, нас другими, преображает всю нашу жизнь. А мы приходим всего лишь для какого-то укрепления, всего лишь для какой-то поддержки свыше, такой неопределённой. Тогда получается, что между христианством и верованиями других народов нет никакой разницы, понимаете. Что греки приходили в свои храмы за поддержкой, которую получали свыше, что мы с вами приходим, разницы никакой не получается.

Вот для меня, честно говоря, в году бывает несколько очень больших испытаний. Эти испытания, как правило, связаны с одним и тем же, с совершением таинства Соборования, на которое очень часто приходят люди, которых вообще никогда в течение года ни на одной службе больше в церкви не видишь. Это значит, что люди эти приходят, ну как они сами говорят, лечиться. То есть приходят не для того, чтобы встретить Иисуса, не для того, чтобы пережить эту встречу с нашим Учителем и Господом, но всего лишь для того, чтобы сила свыше поправила их здоровье. Конечно, этих людей очень жалко, потому что для них закрыто в христианстве главное – от них закрыт Христос, понимаете. И так же, как мне очень жалко, честно говоря, бывает людей, которые тоже приходят в церковь крайне редко, 18 января или один раз в год для того, чтобы взять святой воды. Они приходят, спрашиваешь их: Вы пришли в церковь? Да, я за водой пришла. И получается, что эта вода тоже как бы вытесняет главное, понимаете.  И иногда даже завидуешь баптистам, у которых, кроме Евангелия, ничего нету, у которых нет никаких обрядов, никаких традиций, а вот главное – это жизнь со Христом, главное – это чтение Евангелия и впитывание в себя каждого слова, которое говорит нам Христос, потому что это изменяет нас, делает нас другими, понимаете. А вот участие в обрядовой жизни, оно очень часто нас переключает с ценностей христианства, с ценностей, абсолютно уникальных и связанных с опытом нашей личной встречи со Христом, просто вот на ту какую-то защиту, которую мы ждём от Вышних сил. И это, конечно, очень опасное переключение, дорогие братья и сестры, потому что в нашей жизни всё должно быть построено, исходя из того, что в мир пришёл Христос и сделал нас Своими учениками, избрал нас именно в качестве учеников и друзей. И вот это очень важно пережить по-настоящему.

Поэтому – любите Евангелие! Читайте Евангелие! Вчитывайтесь и вслушивайтесь в каждое слово евангельское. Особенно сейчас, когда наступает Страстная седмица, как важно, действительно, в эти дни не расставаться с Евангелием, прочитать снова последние главы каждого из четырёх Евангелистов, может быть, начав с Матфея. Скажем, в воскресенье прочитать Евангелие от Матфея, 26-ю и 27-ю главы, где рассказано о Страстях Христовых; потом Евангелие от Марка, 14-ю и 15-ю главы, и потом Евангелие от Луки, также и Евангелие от Иоанна, чтобы за эти недели прочитать все Страстные Евангелия снова.

Вы знаете у Баха «Страсти по Матфею» и потом «Страсти по Иоанну». Так вот, чтобы и мы с вами прочитали Страстные Евангелия, пережили их по-настоящему глубоко. Понятно, что на все службы Страстной седмицы не попадёшь, потому что есть и работа, есть и какие-то обязанности, которые нельзя оставить. Кроме того, иногда на этих службах бывает так много народу, что очень трудно сосредоточиться, молитвенно как-то пережить молитвенную встречу со Христом. Иногда бывает лучше дома просто встать на коленки и взять в руки Евангелие и почитать Слово Божие, и вслушаться во всё то, что происходит в эти дни в Иерусалиме. Действительно стать свидетелем событий Страстной седмицы, пережить их так остро, чтобы после этого стать другими.

Вот сейчас как-то много очень много спорят и говорят о новом фильме, который появился, – о «Страстях Христовых». Вы знаете, я, честно говоря, даже не знаю, хочу я посмотреть или не хочу. Я думаю, что, скорее всего, я его не посмотрю, потому что времени просто не хватит. Но вот я сам не знаю, честно говоря, нужно ли вручать себя опыту другого человека. А мне кажется, что вот наш с вами личный опыт чтения Евангелия, он, в общем, настолько важен, что пытаться вручить себя вот чьему-то опыту здесь, по-моему, не нужно. Мне так кажется. Ну как, знаете, даже когда речь и не о Евангелии идёт, а о художественной литературе, как-то мне, например, любой фильм, «Война и мир», любая – американская, бондарчуковская – какая угодно картина мне кажется каким-то издевательством над Толстым всё-таки, потому что подняться до уровня Льва Толстого авторы ни того, ни другого фильма не смогли. Мне гораздо больше даёт чтение толстовского текста, чем вот этот фильм – и тот, и другой. И так же с «Анной Карениной» и т. д. Я не знаю, очень многие переживали «Идиота» в прошлом году, которого показывали по телевидению. Вы знаете, по-моему, текст «Идиота» настолько много даёт, что никакого фильма не нужно, понимаете. Может быть, для тех, кто не умеет читать, я не имею в виду, кто букв не знает, а тех, кто вчитываться не умеет, может быть, это и нужно. Но мне кажется, что мы с вами всё-таки умеем читать, и поэтому я бы всё-таки призывал не столько к тому, чтобы этот фильм постараться непременно увидеть, сколько к тому, чтобы вчитаться в удивительное евангельское повествование, в евангельские слова, которые, действительно, делают нас другими.  Ведь у нас есть огромная, действительно, возможность, которая нас отличает от христиан протестантских исповеданий, что мы можем не только читать Евангелие, но мы можем пережить физически реальную встречу со Христом в таинстве Евхаристии. И вот это двуединство духовной жизни – молитвенное чтение Слова Божьего и участие в таинствах церкви Христовой, прежде всего, в Евхаристии, оно делает нас, действительно, новыми людьми. Оно, действительно, преображает нашу жизнь. И это удивительно, и это, действительно, дар Божий.

И у нас с вами сегодня тоже есть эта возможность, возможность физической встречи со Христом на Тайной Вечери, причащения Святых Христовых Таин. При этом надо помнить, что всегда, причащаясь, мы с вами становимся участниками Тайной Вечери, как и говорит священник с Чашей в руках молитву «Вечери Твоея Тайной ныне, Сыне Божий, причастника меня приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Тебе дам, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Эта замечательная молитва – она всё говорит о причащении Святых Таин. Это наше личное участие в Тайной Вечери. Не какое-то символическое, но именно абсолютно реальное. И это делает нас людьми, если можно так выразиться, невероятно счастливыми, потому что самое большое счастье – это не отрываться от нашего Господа и Учителя. А у нас с вами, братья и сестры, такая возможность есть, нам такая возможность дарована. Поэтому её не надо променивать на какие-то такие упрощённые варианты христианства, с которыми очень часто встречаемся в жизни, когда пытаемся идти не ко Христу, стремимся не к нашему Господу, а что-то получить. А надо помнить, что блаженнее давать, нежели получать. И когда мы просто даём, когда мы дарим людям свою любовь, своё время, когда-то свои деньги, свои вещи, каждый дарит то, что может. И непонятно, какой подарок ценнее. Но вот когда мы даём, тогда оказывается, что и Господь удивительным образом награждает нас, входя в наше сердце, входя в нашу жизнь. Вы знаете, братья и сестры, как действительно это важно – давать. Вот когда приходишь сюда, в церковь, когда наши сестры, которые работают с беженцами, собирают вещи для них, для этих людей, у которых вообще ничего нет, у которых нет ни дома, ни одежды, ни тёплых вещей, которых гонят с места на место, и, тем более, что сейчас власть хочет сказать, что в Чечне всё наладилось, всё в порядке, всё замечательно, и поэтому закрывают лагеря беженцев и заставляют их возвращаться домой. А возвращаться некуда. Как важно – помогать этим людям, которым так плохо, которым так тяжело. У нас с вами, даже если мы живём  и очень бедно, может быть, иногда, всё-таки есть свой угол, своя комната, своя постель с одеялом и т. д. Какой-то минимум вещей. У них ничего этого нет. И вот знаете, когда им начинают люди помогать, смотришь, а люди-то сами от этого становятся иными. Люди вроде отдают время, отдают вещи, отдают деньги, а это делает людей лучше, а это людям даёт то, что они отдают, что они отдают, это им даёт, это их укрепляет. И можно привести и другие какие-то формы служения ближнему, с которыми сталкиваешься ежедневно. Как это важно, как это удивительно много даёт. Не случайно же Христос говорит: Я был голоден, и вы дали Мне есть, Я жаждал, и вы напоили Меня, Я был странником, и вы Меня приютили, и был наг, и вы одели Меня, был болен или в темнице, и вы пришли ко Мне.

Эта помощь, которую вы все оказываете людям вокруг, это действительно то, что делает нас учениками нашего Господа. И это то, что ни на что в жизни абсолютно невозможно променять.

Вот, дорогие братья и сестры, что мне хотелось сказать вам перед началом Вечерни.

Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь, а я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

С причащением Святых Христовых Таин поздравляю вас, дорогие братья и сестры. Именинниц поздравляю с днём Ангела, тех, кто празднует сегодня день Ангела – Светланы. И вчера праздновали день Ангела те, кто носит имя Дарьи. Всех вас поздравляю с днём ангела.

Да хранит и да благословит вас Господь. С миром изыдем.