1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Самый главный – это самый малый

Литургия

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Камень, его же не в ряду сотвориши зиждущи, сей лег во главу угла. Вот, Господи, сие есть дивно в очах наших.

Этими словами заканчивается сегодняшнее евангельское чтение. Слова эти о краеугольном камне – камне, который лежит во главе угла. И нам, когда читаем это место из Евангелия или когда мы встречаем этот стих в псалмах, нам кажется, что краеугольный камень, он самый главный. Тем более, что в бытовой речи это выражение тоже употребляется. А вот те, кто представляет себе строительное дело, те, кто знает древнюю архитектуру, те скажут совсем обратное. На этом камне, с точки зрения материальной, с точки зрения строительной, не держится ничего. Как те, скажем, мы с вами, всю жизнь думали, что всё держит краеугольный камень, а оказалось наоборот. И действительно, оказалось наоборот, потому что в нашей материальной жизни, в жизни, где царят самые разные законы, связанные с материальным миром, Христос в этом мире чужой, Христос в этом мире не нужен, Христос в этом мире лишний. Вот о чём на самом деле говорит сегодняшнее Евангелие. Потому что людям нужно что-то организовывать, строить, созидать, и очень часто этому мешает Христос.

Возьмите, скажем, политику. Сегодня очень многие политики пытаются каким-то образом использовать потенциал, как теперь говорят, церковь в своих политических целях. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-нибудь из них говорил об Иисусе, чтобы кто-нибудь говорил о Евангелии, чтобы кто-нибудь из них говорил о том, что для нас самое важное и самое дорогое и приводил бы слова Нагорной проповеди или какие-то другие слова? Или когда-нибудь поделился бы с нами по телевидению или каким-то другим способом мыслями о том, как важно читать Слово Божие, как много даёт человеку Библия. Нет, конечно! Один из ведущих политиков, не буду называть его имени, прямо сказал на вопросы французского журналиста: я верю не в Бога, а в церковь. Абсолютно открыто и абсолютно бесстыдно. Иными словами он думает использовать возможности и авторитет церкви как организации, как структуры в своих целях, а в Бога он не верит. И вот в этом, наверное, самые важные какие-то вещи, понимаете. Сегодня очень многие, действительно, говорят: нам нужны наши традиции, мы должны подчёркивать православие и т. д. но слышали ли вы когда-нибудь от любого, какого угодно человека, занимающего высокое место, о том, что мы должны прислушиваться к тому, что нам Христос говорит в Евангелии? Нет, не слышали. Потому что для этого мира, вот для мира материального, для мира, в котором зарабатываются деньги, для мира, в котором ворочают этими деньгами потом, созидая там какие-то материальные вещи, для этого мира Христос лишний. Это наследник, – говорят злые виноградари. Придите, убьём его, и наследство будет наше. И, выведя его за ограду, – говорит дальше Иисус, – убили его.

Мы, конечно, понимаем, что притчу эту Господь рассказывает Сам о Себе, потому что в материальном мире всё опирается на силу. В материальном мире всё опирается на власть. А Христос пришёл в жизнь нашу, чтобы установить совсем иные законы, чтобы сказать о том, что самый важный в этом мире – это не тот, кто одевается в прекрасные одежды и живёт в высоких дворцах и ездит на роскошных автомобилях и т. д. можно продолжать очень долго этот список. Нет, оказывается, самый главный – это самый малый, самый незначительный, тот, кому труднее всего, тот, кто более всех оставлен в этом мире.

На самом деле, если мы посмотрим историю религии, то увидим, что все религии во все времена ориентировались на самых, на главных, на важных и т. д. и очень часто именно царь в какой-нибудь стране был одновременно и верховным жрецом. А иногда, как в Египте, воспринимался как один из богов и, может быть, почти главный из богов. И вдруг пришёл Иисус, и всё оказалось не так, и всё оказалось по-другому. И вот об этом сегодняшнее Евангелие. О том, что самый главный – это самый малый, о том, что не сила царствует в мире и не власть земная, а какие-то совсем другие вещи. Как Тютчев сказал: «в рабском виде Царь Небесный», разумеется, цитируя Послание апостола Павла к филиппийцам. Вот именно для этого Христос и находится среди нас, чтобы научить нас тому, что Он пришёл переделывать не материальную жизнь, а обновить и воскресить наши души и наши сердца и сделать нас внутренне другими. А внутренне обновлённый человек, он будет другим и в своей практической деятельности, и в своей практической жизни. И если вдруг внутренний человек становится богатым или сильным или занимает высокое место во власти, то такой человек уже исходит из совсем других принципов. И такой человек, оказывается, созидает совсем другое вокруг себя. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы ощутить и понять этот парадокс. Христос в этом мире слабее всех. Он пришёл не для того, чтобы одеваться в мягкие одежды, и не для того, чтобы ездить на колесницах, но чтобы вести жизнь какого-то бродяги. И вот христианство, оно тоже очень слабо. Потому что земные структуры, они не могут опереться на Христа, Он не подставит им Свои плечи. И когда в средние века пытались князья и цари, короли и другие властители использовать христианство в своих целях для того, чтобы поддерживать свою власть, из этого выходит только одно то, что христианство переставало быть верой евангельской. И уходило главное содержание из христианства, когда оно становилось не христианством слабости, а христианством силы.

А сейчас всё-таки настали совсем иные, совсем другие времена. И, конечно, можно сказать, что это плохо, что Улафа Пальме, премьер-министра Швеции, вот так просто застрелили на улице. И тогда, когда случилась эта трагедия в Стокгольме, тогда очень многие наши политики говорили: вот поэтому нужна охрана, вот поэтому нужны спецавтомобили и т. д. но до чего же зрелым христианским должно быть общество, чтобы премьер-министр вот так вечером шёл с женою в кино по улице без всякой охраны!

Сейчас, когда убили министра иностранных дел Швеции – мне пришлось её знать, пришлось с ней разговаривать несколько раз по разным деловым вопросам, связанным с благотворительностью, – то же самое можно сказать: какой ужас, какая нелепость, до чего они там дошли в Швеции, что министр иностранных  дел сама ходит за продуктами в универсам! Зачем?! На самом деле это ещё один признак зрелости общества, ещё один признак того, что, действительно, евангельские ценности, они, хотя и незаметно зачастую утверждаются, но они делают своё дело.

И вот в самом деле мы с вами должны стремиться к тому, чтобы в основе всего того, что мы делаем, в основе нашего жизненного кредо ежедневно, обыденного, связанного с материальной жизнью, лежали всё-таки не какие-то другие, а именно евангельские ценности. Потому что, конечно, это очень хорошо, когда губернаторы и другие важные люди участвуют в каких-то церковных мероприятиях, но, вместе с тем, ни в какие ворота не лезет, когда понимаешь, что это только внешнее. А на самом деле содержание их деятельности, оно никакого отношения не имеет к христианству. Вот большие люди, они наверху, они знамениты, их показывают по телевидению, о них пишут в газетах, их жизнь находится под постоянным контролем прессы, общества и т. д. поэтому их и обличать тоже легко. Мы с вами люди маленькие, но если мы задумаемся над тем, а лежат ли евангельские ценности в основе нашей с вами жизни, то мы можем придти к каким-то неутешительным выводам. В обыденной жизни мы очень часто руководствуемся чем-то другим, но не Евангелием. Поэтому, наверное, очень важен опыт людей, которые, действительно, сумели прожить по Евангелию, опыт таких людей, как митрополит Антоний Сурожский, у которого, действительно, ничего не было, который, действительно, жил по закону евангельской бедности, который, действительно, одевался в самое простое и ел то, что ему принесут. А если вдруг когда-нибудь кто-то ему ничего не принесёт, то, поскольку сам уже не мог дойти до магазина, сидел на пустом чае.

Такая жизнь по Евангелию, такая жизнь, в которой евангельское начало воплощено до конца, воплощено во всех смыслах, такая жизнь, она,  действительно, представляет собою что-то огромное, потому что она учит нас, такая жизнь, быть христианами. Не только называться христианами, не только именовать себя таковыми, но именно быть ими. Давайте подумаем об этом и давайте осознаем, какое значение имеет этот краеугольный камень, как назвал Себя Сам Иисус, будучи Сыном каменщика, потому что, конечно, Иосиф был не плотником, а каменщиком, это ясно из еврейского языка, из иврита. И, прекрасно осознавая, говорил об этом Иисус, что краеугольный камень не несёт  на себе никакой материальной нагрузки, но несёт нагрузку иную – духовную. Не держит на себе материальную тяжесть, но делает нас другими, преобразует и воскрешает к новой жизни наши сердца и даёт нам жить в обновлённости Духа Святого. Будем стремиться к этому.

И да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь!

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если кто, братья и сестры, не успел сегодня исповедаться во времена службы, то давайте сейчас безмолвно принесём нашему Господу и Учителю всё, что нам необходимо сказать на исповеди. И услышит нас Христос. Будем просить прощения за наши слабости и грехи. Будем просить, чтобы Господь всегда переустраивал нашу жизнь и всегда был краеугольным камнем вот в этом лучшем, главном, смысле слова. Чтобы Господь был тем камнем, на котором бы основывались наша честность и наше отношение к людям, друг к другу, на котором бы основывалось то главное, что есть в нашей жизни. И давайте помнить о том, что, вопреки мнению знаменитого реформатора Кальвина: человек, которому открыт Бог, и человек, который живёт в Боге, человек, который пустил Христа в своё сердце, он далеко не всегда бывает успешным во внешней  жизни. Так говорит этот богослов и борец, что успех во внешней жизни – это признак отмеченности человека Богом. На самом деле, конечно, это далеко не так. И зачастую самый неуспешный, самый большой неудачник бывает гораздо ближе к Богу, чем тот, кто достиг каких-то особых высот. У Бога не бывает неудачников – и это очень важно знать. Но только бы нам не отпасть от Бога из-за того, что мы сами строим между собою и Господом нашим Иисусом Христом какие-нибудь баррикады, что поступаем не так, как ждёт этого от нас Христос. Всё главное – в Его Евангелии, потому что, если мы будем всеми силами стараться жить по Евангелию, тогда Господь всегда будет с нами и всегда будет пребывать в нашем сердце, – вот что главное.

И второе. Отсекать, безжалостно отсекать всё дурное, все дурные мысли, все дурные помыслы, все дурные желания безжалостно отсекать, потому что только так мы можем придти ко Христу, только так мы можем жить в измерении встречи с Ним. А без этой встречи всё в жизни теряет смысл.

Сколько каждый из нас может вспомнить примеров замечательно успешных людей, которые к старости оказывались у разбитого корыта в том смысле, что у них есть всё – власть, деньги, имущество и возможности, но нет главного. И поэтому они злятся, раздражаются, унывают, проклинают всех, все виноваты, все враги, только по одной причине, что они стяжали всё, но потеряли главное, потеряли Христа. И вот да не будет с нами этого, дорогие братья и сестры. Давайте молиться об этом и в таинстве покаяния просить Бога именно об этом даре. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

...Братья и сестры, очень важно подходить к этим Тайнам подготовленным хотя бы сколько-то. Мы никогда не готовы, но очень важно, чтобы у нас было стремление готовиться. И вот если мы не вложились полностью в это стремление, то тогда очень часто бывает, что мы причащаемся как бы чисто внешне, а Господь не касается нашего сердца. Поэтому будем стараться готовиться, серьёзно готовиться к участию в Божественной литургии, прекрасно понимая, что вся наша жизнь, всё, что мы делаем, всё, что мы говорим, всё, что мы думаем, всё должно быть подготовкой к главному – к участию в евхаристической трапезе, которая есть, действительно, духовное сосредоточие нашей жизни, через которую – всё. Бог вас благословит!

 

С праздничным воскресным днём поздравляю вас, дорогие братья и сестры. Да хранит, да благословит, да укрепит вас Господь. Поздравляю вас всех сегодня и с церковным новолетием, потому что 1 сентября по старому стилю сегодня. Именно этот день считается византийским церковным новым годом.

Ещё хочу сказать, дорогие братья и сестры, что завтра и послезавтра, 15-го, в понедельник и 16-го, во вторник, в библиотеке иностранной литературы на Таганке, Николо-Ямская, д. 1, в здании напротив высотного, состоится конференция памяти о. А. Меня – ежегодная международная конференция, которая откроется выступлением владыки Ювеналия, который совершит литию перед началом конференции, когда мы будем молиться об упокоении о. Александра и митрополита Антония. В Пятницу было 40 дней со дня кончины митрополита Антония. И два дня, с 10 часов утра будет работать конференция. Поэтому, если у кого-то есть возможность перенести работу или ненормированный рабочий день и есть желание участвовать в конференции, то милости просим. А тема в этом году – Библия и современность и библиологическое наследие о. А. Меня.

Мы постараемся представить вам на конференции библиологический словарь, который недавно вышел, а также «Радостную весть», новый перевод Нового Завета, который начал делаться еще много лет назад по благословению о. Александра. Вот поэтому я надеюсь, что конференция получится. Хотя, конечно, понятно, что заранее утверждать прямо нельзя, тем более, что мне её пришлось готовить. Поэтому я боюсь, что всё сделал не так.

(дальше ряд объявлений)

...и последнее объявление. В следующий понедельник, 22-го числа, в Москве будет Жан Ванье, и встреча с ним состоится в Российском государственном гуманитарном университете, РГГУ, на Миусской площади, это метро Новослободская, в три часа дня.

На самом деле надо, конечно, постараться прийти на эту встречу, потому что я боюсь, что такова человеческая природа и неумолимые законы биологии, что, в общем, возможно, Жан в России последний раз. Потому что ему всё-таки очень много лет. Но это настолько прекрасный в своей вере человек, настолько глубокий человек, который стал за свою жизнь живой дарохранительницей. Поэтому, конечно, было бы очень хорошо прийти на встречу с ним. Это очень много даёт всем и каждому. Всё-таки Жан – это человек, который, действительно, изменил принципиальнейшим образом ситуацию по отношению к детям, к взрослым людям с проблемами в развитии, с проблемами в их здоровье душевном. И те, кого считали выкинутыми из общества, а зачастую, что вообще очень страшно, выкинутыми из церкви, нашли дом в церкви и нашли место в обществе благодаря трудам этого удивительно евангельского человека – Жана Ванье. Поэтому, братья и сестры, кто сможет прийти на эту встречу, пожалуйста, приходите: она всегда, когда Жан Ванье бывает у нас, очень много всем даёт.

Бог вас всех благословит!