1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

Таинство покаяния

(Воскресная Литургия)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, кто-то из вас не успел подойти к исповеди сегодня, чтобы сказать Господу нашему Иисусу Христу через священника что-то очень важное, что-то главное, то, что сказать необходимо. И давайте помнить с вами, что когда мы идем на исповедь, мы приходим на исповедь не к священнику, но к Самому Христу. И только свидетелем исповеди является священник. Мы говорим, когда читаем разрешительную молитву: «Господь наш Иисус Христос благодатию, и щедротами, и человеколюбием, милостью Своею да простит тебя, чадо, – и называем имя каждой и каждого из вас, – от всех грехов твоих, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих».

Я, как  свидетель, который стоит перед Христом, и свидетельствует о твоей исповеди, об исповеди каждой и каждого. И даже, наверное, не скажешь, для кого важнее исповедь: для того, кто приходит, или для священника, как для свидетеля, который свидетельствует перед Христом, свидетельствует перед Богом о чистоте помыслов того, кто пришел.

Да, мы приходим с разного рода грехами сюда, мы приносим наше озлобление, мы приносим сюда наши страхи, мы приносим сюда наши злые желания, а иногда и очень плохие поступки. Но еще приносим сюда, и это несравнимо важнее, желание быть другими, желание быть лучше, желание не возвращаться к тому, в чем каемся. Иногда для того, чтобы из этого желания выросло что-то действенное, что-то реальное, иногда для этого требуются месяцы, иногда годы, а иногда и десятилетия, наверное.

Но главная наша задача – приходить на исповедь именно с чистым желанием стать лучше, с чистым желанием перерасти все то, что мы на исповедь принесли. А то ведь подчас бывает так, что мы приходим на исповедь и говорим о своих грехах не для того, чтобы вырасти из них, не для того, чтобы преодолеть их, не для того, чтобы освободиться от них, а просто так, чтобы сказать, и тогда станет легче. Да, наверное, такой разговор тоже нужен и необходим, но все-таки он к тайне покаяния не имеет прямого отношения. Таинство покаяния – это великое чудо, это одно из самых величайших чудес, которые Бог совершает с нами в нашей жизни. Это чудо происходит каждый день и это чудо совершается чудесным образом над каждым и каждой из ас. Мы освобождаемся от рабства греху, мы освобождаемся от рабства нашим страхам, нашей ненависти, нашим порокам, от всего того дурного, что есть в нас. Берет это Господь и снимает с нас и освобождает нас. Поэтому давайте помнить, что таинство покаяния – это таинство Великого прикосновения к Богу, за которым непременно следует прощение. Это значит, что мы с вами не должны приступать к исповеди по пустякам, только потому, что я что-то, очень незначительное, за собой знаю на сегодняшний день и поэтому пришел, или пришла, на исповедь.

Нет, конечно, мы этим унижаем таинство. Иногда можно подойти к священнику и сказать: «Батюшка, не для исповеди, а просто, чтобы посоветоваться. И сказать два слова. И священник тогда не будет читать разрешительную молитву, а просто благословит вас к причащению Святых Христовых тайн. Не будем разменивать это великое таинство на мелочи, но будем помнить, что каждому и каждой врачевание исповедью абсолютно необходимо. И поэтому, если кто-то уклоняется от таинства покаяния, то это очень страшный признак духовного нездоровья. Не надо каждое воскресенье приходить на исповедь, потому что каждое воскресенье мы будем не знать, что сказать. Будем мелочи всякие говорить, будем всякие посторонние вести приносить Богу на исповедь. Но два или четыре раза в год, может быть, шесть раз в год, такая исповедь необходима, она нужна каждому и каждой из нас. И, конечно, очень важно, чтобы мы, ваши духовники, справлялись с этим, чтобы мы могли быть, действительно, свидетелями перед Богом за вас. Вот это дается нам и вашей молитвой тоже, потому что ваша молитва удивительным образом поддерживает священника.

Вот давайте сейчас молча попросим у Господа о покаянии, и Господь услышит наш молчаливый к Нему голос, наш молчаливый к Нему крик. А я, недостойный иерей, властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю вас от всех грехов ваших во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.