1984 г.
фото из
домашнего
архива
Георгий
Чистяков

У Бога все живы. Памяти отца Александра Меня

 Литургия

Мк 6: 30-45

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы читали, братья и сестры, сегодня из Евангелия рассказ об умножении хлебов. И не случайно, наверное, этот литургический текст выпал на сегодняшний день, когда мы вспоминаем отца Александра, когда мы молимся о нём и молимся вместе с ним, и просим его молитв. В этот день не случайно, наверное, мы читаем об умножении хлебов, о том, как взял хлеб Иисус, благословил, пеломил и дал Своим ученикам. Вот этот текст, который расказывает о чуде, который предваряет Таинство Евхаристии, который так дорог был – и это мы знаем из его текстов – отцу Александру, мы читали сегодня.

Отец Александр был человек литургический. Для него Таинство Евхаристии значило очень много, потому что он, как никто, понимал, что это сердцевина всего нашего бытия. Не случайно сегодня в день его кончины, мы собрались здесь не просто, чтобы служить панихиду потом, но чтобы совершить вместе Таинство Евхаристии, чтобы быть участниками Тайной Вечери Христовой. Потому что участие в Евхаристии – оно побеждает пространство, потому что в Таинстве Евхаристии мы собираемся вместе: и ныне живущие, и усопшие, и те, кто здесь живут и где-то далёко, – мы все встречаемся на том Таинстве, которое совершает Сам Христос; мы встречаемся у того кипарисового стола, на котором Господь наш Иисус Христос взял хлеб, благословил и преломил со словами: Сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. И вот не случайно сегодня мы совершали Таинство Евхаристии и причащались Святых Христовых Таин. Потому что эта встреча со Христом есть и встеча со святыми, есть и встеча с праздником, есть и встреча с отцом Александром. И это как-то очень важно, мне кажется, понимать и чувствовать. Чем дальше уходит в прошлое день, когда о. Александр ушёл из этой видимой жизни, тем яснее становится, до какой степени великим праведником он был, до какой степени отметил Господь его печатью святости. Это становится ясно с каждым годом всё более и более. И каждая новая книга его, которая выходит сейчас, – это событие для всех, кто открывает эти книги и читает их. И вот оказывается, что в отличие от многих людей, которые, чем дольше проходит время от того, когда они жили, то как-то больше и больше в прошлое они уходят – святые, они не уходят, они остаются здесь, они остаются среди нас, они остаются нашими современниками. И вот отец Александр был такой именно современник сегодняшнего дня, и молитва его чувствуется в нашей жизни. И сколько людей признаются, что узнали в последнее самое время силу его молитвы! Поэтому будем благодарить Бога за то, что у нас есть такой наставник, что есть у нас такой духовный отец, молитвами которого мы живём; есть у нас такой духовный отец, наставления которого питают наше сердце; что многие из нас при жизни были знакомы с ним, исповедовались ему и прикасались к той тайне близости его к Богу, которой он жил. Мне кажется, вот это очень важно почувствовать.

Отец Александр из тех людей, которых называют друзья Христовы. И это видно не только из нашего опыта общения с ним, это видно из каждой строчки «Сына Человеческого», его удивительной книги. Это видно из каждой строчки текстов, которые он нам оставил. Конечно, несмотря на то, что годы летят, как-то очень трудно представить, что видимо отца Александра нет в нашей жизни. Это действительно очень трудно и больно себе представить. Но Господь нам даёт общение с ним через Таинство Евхаристии, через молитву, через чтение его книг. Господь даёт нам общаться с ним, и будем за это благодарить и воспевать Бога. И давайте сейчас, когда будем совершать панихиду по о. Александру, помнить, что мы, прежде всего, молимся Богу о нём и молимся ему, отцу Александру, чтобы он своей мудростью, своей верой, своей силой и светом своей веры поддерживал нас во все дни своей жизни.

(Панихида)

Вечную память да подаст милосердный Господь нашему дорогому отцу Александру и всем, здесь нами поминаемым. Вечная память.

Да, конечно, братья и сестры, как бы хотелось сегодня не служить Литургию, а подавать кадило о. Александру или просто стоять где-то в углу Новодеревенского храма. Как бы этого хотелось! Но жизнь, она какими-то своими существует законами, которые нам не понять. И будем стараться быть мистиками, будем стараться мистически общаться в молитве и, прежде всего, в Таинстве Евхаристии с теми, кого видимо в нашей жизни уже нет. Потому что, помните, как говорит Господь, когда вспоминает о купине и о том, как Бог явился Моисею в горящем и несгорающем кусте? Христос говорит, что Он есть Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Иисус восклицает: но Бог не есть Бог мертвых, но живых, потому что у Бога все живы.

И вот давайцте всегда помнить эти слова Евангелия, чтобы они были не просто утешением нам, но чтобы они были ключом к общению со всеми нашими близкими и родными, кто ушёл из видимой жизни. Эти удивительные слова, которые не могут солгать, потому что говорит их Христос, вспоминая о купине, об одном из самых огромных событий в библейской истории: у Бога все живы. Как нам важны эти слова сегодня, в этот день, такой трудный; в этот день, на самом деле такой важный, потому что мы встречаемся с отцом Александром у Чаши, которую столько раз он держал в руках, причащая новодеревенских прихожан. У Чаши мы встречаемся с ним, но, повторяю: как бы хотелось, чтобы его рука держала эту Чашу.

Бог вас всех благословит, братья и сестры! С миром изыдем.